Канадец Тони Дэвид не был готов мириться с тем, что бананы, гуава, папайя и некоторые другие тропические фрукты добираются до его страны неделями, поэтому решил выращивать их сам. Первые тепличные эксперименты прошли настолько удачно, что его опытом заинтересовались даже в Индии и Марокко.
Путь канадца Тони Дэвида к тепличному выращиванию бананов и других тропических фруктов (таких как папайя, гуава, маракуйя и питайя) косвенно начался в 2010 году. Тогда он продолжал свою битву с раком толстой кишки на 4 стадии, и у него сформировалось желание питаться как можно более здоровой пищей. Последующее посещение программ школьного питания открыло Дэвиду глаза на то, что некоторые тропические фрукты могут неделями находиться в транспортировке, прежде чем попасть на стол к конечному потребителю.
«Здесь мы можем кое-что сделать, — вспоминает он свою мысль. — Кое-что мы можем изменить».
Десять лет спустя — в 2020 году — Дэвид приобрёл землю недалеко от города Симко, провинция Онтарио, и обустроил там тепличное хозяйство площадью 371 м² с возможностью расширения до 4000 м². Уже через год вместе со своим деловым партнёром Питом Денартогом, который фактически выступает в роли операционного менеджера, Дэвид посадил свои первые тропические культуры.
«Вы должны делать то, что никто другой не делает, чтобы заинтересовать людей, и должны делать то, во что никто не верит», — говорит Денхартог о главном принципе тепличного бизнеса.
Дэвид и Денартог начинали с одного оригинального растения гуавы, трёх папай и девяти бананов. Вскоре они посадили карликовую папайю TR Hovey и ещё 300 саженцев бананов — 140 отростков, а также 160 саженцев самых разнообразных сортов, в том числе Blue Java (с ванильным вкусом), Double Mahoi (со сладкими раздвоёнными плодами), Apple (с очень слабым намёком на яблоко) и Dwarf Cavendish (он отличается сладким ароматом).
Денхартог говорит, что в условиях открытого грунта бананы — в зависимости от сорта — дают урожай спустя 14–16 месяцев. Однако этот процесс сокращается до года, если растения находятся в оптимальном тепле, влажности, а также подвергаются воздушным отводкам.
Дэвид добавляет, что в теплице используются только органические методы выращивания (без использования каких-либо гербицидов и пестицидов). В будущем он планирует сертифицировать производство. Он также говорит, что его бананы по консистенции более мягкие, чем те, к которым привыкли канадцы. Это стало возможным благодаря тому, что длительная транспортировка до потребителя исключена.
«Это превосходно, — говорит Дэвид, почти поэтично описывая опыт сбора и смакования собственного банана. — Вы позволяете ему созревать пару дней, и свежесть так сильно отличается, так сильно отличается…»
Магазины мороженого, специализированные рестораны и частные лица могут стать основными покупателями органически и локально выращенных бананов, считает Дэвид. Самым популярным сортом, по его прогнозам, скорее всего станет Blue Java.
«У него такой приятный ванильный вкус. [Даже] если бы у нас было 15 акров теплицы, мы, вероятно, не смогли бы идти в ногу [со спросом]», — сказал он.
Однако продажа урожая — не единственная возможная доходная статья бизнеса Дэвида. Он ожидает, что предприятие сможет стать поставщиком здоровых вегетативных частей экзотических растений для плантаций в Центральной и Южной Америке — сейчас они страдают от того, что местная рассада часто поражена болезнями.
Уже сейчас, по словам Дэвида, ему на страницу в социальной сети и на электронную почту поступает множество запросов об опыте работы — в том числе из Индии и Марокко.