Каналы продаж органической продукции в России сформированы, но рынку не хватает производителей — магазины нуждаются в 5000 новых поставщиках. Об этом пишет издание «Агроинвестор» со ссылкой на исполнительного директора Национального органического союза.
1 января 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции», который определил принципы производства такой продукции и стандарты её маркировки.
В соответствии с положениями закона продукция считается органической в том случае, если при её производстве соблюдались 11 критериев. К ним относится, например, запрет на использование агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и гормональных препаратов (за исключением разрешённых по действующим в РФ стандартам). Также органической продукцией не считается выращенная с использованием гидропонного метода.
Помимо этого закон предполагает, что если производители хотят маркировать свою продукцию как органическую, они должны перед этим обращаться в органы сертификации. За упоминание слова «органический» на этикетках без разрешения органов предусмотрена ответственность — вплоть до штрафа от 100 до 500 тысяч рублей.
Аналитики прогнозировали, что российский рынок органической продукции после принятия закона будет расти со средним ежегодным темпом в 10-12 процентов. Однако в Национальном органическом союзе считают, что развитию рынка препятствует отсутствие стратегии — производителей катастрофически не хватает, и их места могут быстро занять зарубежные поставщики.
«Чтобы заполнить половину рынка, нам нужно иметь около 5 тысяч производителей (сейчас в реестре зарегистрировано 140 – прим. СФ). Если не создадим эти условия, рынок заполнят другие, и мы просто будем своими деньгами помогать развитию органики в других странах», — сказал Олег Мироненко, исполнительный директор союза.
Он также уточнил, что пусть собственное производство органической продукции пока и не может заменить импорт, в стране уже сформированы надёжные каналы продаж. «Магазины даже жалуются, что им ничего продавать. Органические фрукты и овощи достаточно тяжело найти, — добавил Мироненко. — Тот, кто переходит на органику, хочет полностью перейти на неё: и молоко, и овощи, поэтому спрос достаточно большой».
Однако формирование спроса, по его словам, сдерживается несколькими факторами.
В первую очередь, в стране отсутствуют государственные маркетинговые стратегии для органической продукции. Они необходимы, потому что многие потребители разочаровались от псевдоэкологической продукции, которая продавалась в предыдущие годы. Также стоит поработать над географией, поскольку половина всей продукции производится в регионах, а продаётся в Москве — это ведёт к повышению цен. Помимо этого России не хватает национальной системы стандартизации, сертификации и контроля над органической продукцией.