На рынке семян для садоводов и огородников всё пока неплохо, а вот для сельхозпредприятий грядут непростые времена, констатируют эксперты.
Отечественная школа селекции в сфере растениеводства — одна из самых передовых в мире. Так было более века назад, таким видят будущее и в перспективе. Два столпа естественных наук — генетики и биологии — Николай Вавилов и Иван Мичурин задали вектор на многие годы.
Середина прошлого века в нашей стране — расцвет, в прямом и переносном смысле, селекционных изысканий в растениеводстве. Догнать и перегнать Америку, правда, в итоге не получилось, но хорошие наработки, и сейчас определяющие развитие аграрного сектора России, сформировались благодаря экспериментаторам из различных НИИ, академий, лабораторий.
Подсели на импорт
Тем не менее после подъёма железного занавеса отечественные хозяйства, да и садоводы-частники крепко впали в зависимость от производителей высокоурожайных семян из-за рубежа. Преимущественно из Германии, Нидерландов и Польши.
Казалось бы, покупаешь пакетик семян известных отечественных производителей, но в восьми случаях из десяти в красивой российской обёртке — импортный продукт. Как с чаем или кофе — выращены за рубежом, расфасованы здесь.
— Десятки сортов петрушки и сельдерея, укропа и салатов, базилика. Кабачки, патиссоны, огурцы, томаты, капуста, редис. В государственном реестре селекционных достижений — основном документе, в котором зафиксированы сорта культур, разрешённые к использованию на территории России, по теме растениеводства сотни позиций. Примерное соотношение отечественных и импортных по разным позициям в среднем 30 на 70%. Увы, пока не в пользу наших селекционеров, — рассказывает фермер Вячеслав Горелов.
Впрочем, в этом сезоне дефицита семян на прилавках специализированных магазинов не было. Для простых садоводов, которые возделывают свои шесть соток, в ближайшие пару лет тоже точно не будет. Всё дело в том, что сроки, в которые гарантирована заявленная урожайность, к примеру, овощных культур и микрозелени, — это в основном три года.
— Закупки предыдущих периодов на складах крупных агрокомпаний, которые на нашем рынке занимаются оптовой реализацией семян, сформированы ещё в прошлом году. До турбулентности валютного курса, ограничений, вступивших в силу этим летом. Вся система закупок в нашей отрасли выстроена в расчёте на реализацию в будущих периодах. К примеру, этой весной в продажу шли семена, закупленные в 2020–2021 годах, — рассказывает предприниматель Людмила Останина.
Действительно, берём в руки пакетик с семенами кресс-салата, купленный в начале этого огородного сезона, срок реализации — май 2024-го. Так что время, для того чтобы наладить дела в семеноводстве, пока есть. Хотя и немного.
Там, где прямо не проходим, мы пройдём бочком
Авторы исследовательского проекта «Селекция 2.0» из Института права и развития ВШЭ — Сколково отмечают, что тенденция на снижение доли отечественного семенного материала на российских полях нисколько не изменилась за последнее десятилетие. Так, доля иностранной селекции по кукурузе увеличилась с 37 до 58%, по подсолнечнику — с 53 до 73%. Выше всего показатель зависимости по сахарной свекле — 98% площадей засеяно зарубежными сортами.
Пшеница — единственная из ключевых сельхозкультур, производство которой опирается на разработки отечественных селекционеров. По словам авторов доклада, пока глобальные компании мало вкладывались в биотехнологическую селекцию пшеницы: у этой культуры сложный геном, который учёные расшифровали только в 2018 году, а до этого технологические лидеры мирового АПК сосредоточились на более маржинальных культурах, в первую очередь на сое и кукурузе.
Серьёзная зависимость от импорта есть в выращивании ягод. По разным оценкам, от 60 до 70% посевного материала клубники имеет заморское происхождение. Отечественная школа селекции пока застопорилась в начальных классах. И экстерном здесь сдать зачёт не получится. Товаропроизводители уповают на параллельный импорт. Хабами могут стать государства ЕАЭС и Турция. Сейчас работа уже идёт. Понятно, что конечный продукт в итоге вырастет и в будущем году, причём и в цене.
Механизмы для реализации ввозных схем уже наработаны. Впрочем, речь идёт лишь о товарных позициях, по которым пока у российских селекционеров нет предложения в должном объёме. Пока на территории нашей страны работают чуть более двух десятков коммерческих компаний и государственных институтов, которые являются ведущими оригинаторами сортов сельскохозяйственных культур, включённых в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории РФ.
Зона рискованного земледелия
Значительная часть земель сельскохозяйственного назначения в нашей стране относится к так называемой зоне рискованного земледелия. Нестабильные погодные условия, особенности почв (плодородный чернозём сосредоточен преимущественно в нескольких регионах России), да и отсутствие на большей части территорий полноценных систем ирригации (водоснабжения и полива) ставят перед отечественными селекционерами сложные задачи.
Конец прошлого века серьёзно повлиял на всю науку в государстве. В том числе и на изыскания в отрасли сельскохозяйственных наук. В этой сфере пошёл процесс, обратный популярному сейчас импортозамещению. Из-за рубежа нам заместили семенной фонд по целым направлениям. Сейчас многие говорят, что уже в будущем году мы можем столкнуться с проблемами, связанными с санкциями западных стран. Такие ли уж критические риски грозят отечественному сельскому хозяйству? По мнению директора Пермского НИИСХ Ивана Огородова, всё не так уж страшно.
— Основной валовый сбор в растениеводстве — кормовые культуры. Селекция и семеноводство злаковых и бобовых трав практически полностью российские. Были активные попытки продвигать европейскими и канадскими компаниями люцерны, некоторых интенсивных злаковых. В более южных регионах это востребовано, в наших условиях зимуют очень неустойчиво. Мы, как Пермский НИИСХ, работаем с селекционерами из Уральского ФАНЦ, Всероссийского института кормов, Федерального аграрного центра Северо-Востока из Кирова. Есть собственные селекционные формы многолетних трав. Существуют традиции пермских клеверов, — говорит Иван Огородов.
В огромной группе зерновых и зернобобовых культур по площадям больше зерновые — ячмень, пшеница, овёс, рожь, тритикале. Но зернобобовые незаслуженно ставятся на второй план. На такие культуры, как горох, вика, в наших условиях просто обязательно нужно делать ставку. Бобовые культуры — важнейший источник белковых компонентов в питании всех живых организмов, считает учёный.
Прогрессивные гибриды
Пермский НИИСХ, филиал ПФИЦ УрО РАН, занимается селекцией и, самое основное, семеноводством практически всех зерновых и зернобобовых культур. Активно продвигает озимые культуры, особенно озимую тритикале.
Последняя является гибридом ржи и пшеницы, результатом скрещивания твёрдой и мягкой пшеницы и озимой ржи. Универсальная культура, которую можно использовать в хлебе, в различной выпечке, делать из неё солод, использовать в кормовых целях.
Кстати, отчасти обычный хлеб на нашем столе произведён с использованием муки с добавлением в помол тритикале. Сейчас наращиваются площади под тритикале и семена этой культуры можно поставить по льготной цене в промышленном объёме. Урожайность высокая, и с учётом районирования (селекции семян, адаптированных к климатическим условиям конкретных территорий — Центральной и Средней полосы России, Урала, Сибири, Дальнего Востока) получаются неплохие перспективы.
Зерновые и зернобобовые культуры в основном российской селекции. Пермские специалисты работают с коллегами-учёными от Ростова и Подмосковья до Новосибирска. Есть хорошие сорта ячменя из Беларуси, пробовали аграрии нашей страны низкорослые формы зарубежной пшеницы, но массово она не востребована.
На рынке семенного картофеля всё отталкивается от потребительского рынка. В течение длительного периода времени сформировалась лояльность к ряду европейских сортов. При этом российских сортов достаточно. И селекционеры (Всероссийский институт картофельного хозяйства, ТатНИИСХ, Уральский ФАНЦ и другие) работают над их совершенствованием. Основной вопрос — это объём семенного материала этих сортов и востребованность среди покупателей.
От промышленного земледелия один шаг к крестьянским фермерским хозяйствам, садово-огородническим посадкам. Прикладное значение этой сферы растениеводства становится всё важнее в каждом регионе.