Семь лет назад семья Ананьиных переехала из Архангельска в районный центр Красноборск. Сначала Владимир и Марина занимались дикоросами, но позднее нашли для себя более интересный вид бизнеса — ягодный.
В 2018 году благодаря гранту министерства АПК и торговли Архангельской области удалось купить технику, саженцы малины. Правда, большой прибыли плантация не приносила. И тогда появилась идея выращивать клубнику. Местной клубники на региональном рынке мало, а привозная — «пластиковая» на вкус. Сейчас предприниматели планируют наладить круглогодичное производство клубники и развивать агротуризм.
Клубника для северян — экзотика
— Почему вы решили выращивать ягоды в регионе, где летом много своей клюквы, малины?
— Действительно, места у нас ягодные, и начинали мы когда-то именно с рынка дикоросов — грибов, черники, брусники, клюквы. Но с 2018 года доходность этого бизнеса начала падать, а с начала пандемии для нас закрылся европейский рынок. На российский рынок хлынула дешёвая белорусская клюква, которая по качеству намного уступает нашей, архангельской. Правда, городские покупатели в таких тонкостях не разбираются. В результате за последние несколько лет в регионах Северо-Запада бизнес дикоросов сократился наполовину. Отчасти поэтому мы переключились на клубнику.
— С чего всё начиналось?
— Первоначально мы получили грант на закладку плантации малины. Приобрели посадочный материал, технику, подготовили земельный участок. Демпинговать, продавать себе в убыток малину мы не стали. Покупательная способность населения невысокая, кроме того, летом можно собирать дикорастущую малину в лесах. В прошлом году лето выдалось засушливым, урожай был совсем небольшой. Так что не на ту ягоду сделали ставку. От малинника избавляться не стали. Покупатели на неё всё равно есть. А вот клубника для архангельцев — просто бомба. Это для жителей средней полосы России земляника садовая — обычный продукт. А у нас нечто вроде экзотики.
— Трудно представить, что обычные ягоды могут считаться чем-то экзотическим…
— Меня поражает, что многие гости не видели, как растёт клубника, делают фото на память на фоне теплиц. Сейчас в хозяйстве 35 клубничных теплиц общей площадью 3900 кв. м, ещё на 6000 кв. м клубника растёт в открытом грунте. Ягоды продаём по цене 600 рублей за килограмм. И эта цена не менялась с момента продажи первого урожая. В прошлом году объём сбора составил почти 1 тонну. Цифры вроде внушительные, но спрос превышает предложение. Сейчас сбор невозможен из-за дождей. Но каждый день звонят потенциальные покупатели и спрашивают, можно ли приехать и самим собрать ягоды. Причём приезжают жители не только из Архангельской области, но и соседней, Вологодской, Республики Коми.
Производство рассады — новое бизнес-направление
— Как вы решаете проблему с рассадой после введения запрета на её ввоз в России?
— Продолжаю покупать у поставщиков европейский посадочный материал. Российский бизнес решил проблему через параллельный импорт. Рассада стала дороже, но сорта по-прежнему доступны все. Тем не менее мы построили собственный маточный центр, где выращивается около 15 тыс. кустов качественного посадочного материала. Надеюсь, это станет новым направлением бизнеса, который будет приносить стабильный доход, поскольку любителей-ягодников в регионе много, некоторые хотят выращивать клубнику на продажу.
— Как вам удаётся получить урожай клубники в холодном климате?
— Дело в том, что в Архангельской области до нас никто не занимался в промышленных масштабах производством клубники. Мне даже не у кого было проконсультироваться. Всего приходилось достигать методом проб и ошибок. Благодаря подбору сортов нам удаётся продлевать клубничный сезон с конца мая до октября. Один сорт заканчивает плодоносить, затем начинает плодоносить другой. Хотя если высаживать рассаду в открытый грунт, то урожай в наших условиях можно получать только в июле-августе. Хочу отметить, что сорта короткого светового дня дают отличный урожай вкусной ягоды, по качеству, сладости не хуже, чем в южных регионах России. Быстрому созреванию ягоды помогают белые ночи в июне. Кроме того, летом у нас нет града, сильных ливней и других погодных катаклизмов, от которых в последнее время страдают аграрии из Краснодарского края и Ростовской области. Но из-за того, что осенью холода в Архангельской области наступают намного раньше, ремонтантные сорта не раскрывают весь свой потенциал. Мы очень хотим перейти на круглогодичное выращивание ягоды. Но затраты на досвечивание рассады мы финансово просто не потянем.
Местное — значит вкусное
— Почему вашей клубники нет в торговых сетях?
— Если честно, то сети — последнее место, куда я отправлюсь. Они бесцеремонно душат своих поставщиков штрафами, бюрократией. У меня есть несколько магазинов в Красноборске, Котласе. Много ягоды продаётся прямо с грядки. Зачем идти в рабство к сетям, если у меня «непаханое поле» в планах продаж? В радиусе 500 км нет ни одного производителя клубники. В нашей области ягоду в летний сезон привозят из Республики Марий Эл, Беларуси, Краснодарского края. Для производителей из других регионов важнее не качество и вкус, а чтобы она доехала до магазинов Архангельской области в целости и сохранности. Клубника с нашей плантации хранится два-три дня, но вкус её несравним с привозной продукцией.
— Государство начинает субсидировать фермерские хозяйства, которые решили развивать агротуризм, — это направление бизнеса вам по душе?
— Глупо не воспользоваться клубничным хайпом и высоким спросом на ягоды, чтобы не привлечь на ферму туристов, потенциальных покупателей. Тем более что многие гости, приезжающие собирать к нам ягоды, не раз высказывали пожелания, чтобы мы развивали туризм. Я планирую подать заявку на получение господдержки, но не возлагаю на неё больших надежд. Проще свои деньги вложить, чем взять взаймы у государства. Слишком много бюрократии и отчётов. В этом году начали строительство гостевого дома. Местные туристические агентства согласны включить нашу ферму в туристический маршрут.