Фото: dreamstime.com

Я бы в фермеры пошёл — пусть меня научат!

Слушать статью

Будущих аграриев бесплатно обучают работе на земле в рамках федерального проекта «Школа фермера».

На занятиях слушатели узнают, как составить бизнес-план для агробизнеса и подать заявку на гранты, льготное кредитование или найти другой способ финансирования и запуска собственного дела. А главное — как определиться с нишей, чем стоит заняться в конкретной местности, как сориентироваться на рынках сбыта, что нужно на старте, а что в развитии. Особый акцент делается на растениеводстве.

Восполнить дефицит знаний

Данные статистики и налоговых органов показывают: фермерский бизнес — это выгодная и перспективная деятельность, которая стремительно развивается и при определённых затратах способна принести значительные доходы, которые полностью окупают инвестиции, потраченное время и силы.

Особенно выгодны проекты в сфере овощеводства. В последние годы выращивание так называемого «борщевого» набора (картофель, капуста, свёкла, морковь, лук) даёт прибыль около 50–60% от вложенных средств.

По оценке Минсельхоза РФ, в прошлом году урожай картофеля составил 17–18 млн тонн, включая и товарный картофель, и сборы в личных подсобных хозяйствах. Около 7,5 млн тонн собрали сельхозорганизации и фермеры (в 2021 году — менее 7 млн тонн).

Урожай тепличных овощей в 2022 году превысил 1,43 млн тонн, что стало рекордом в этом веке. Предыдущий рекорд, впрочем, был установлен за год до этого — 1,4 млн тонн. Этих результатов удалось добиться во многом благодаря вводу в эксплуатацию новых теплиц. В 2022 году к общей их площади в России добавилось около 150 га. Значительная доля в этом тоже принадлежит фермерам.

Бурный рост агробизнеса требует и серьёзной кадровой подпитки, профессиональной подготовки будущих фермеров. И такая программа сейчас работает.

школа фермера
Фото: pgatu.ru

— В рамках образовательной программы реализован теоретический курс, который преподают педагоги ведущих региональных вузов и эксперты. Слушатели знакомятся с правовыми аспектами организации и ведения фермерского хозяйства, логикой основных бизнес-моделей, современными агротехнологиями. В процессе обучения они приобретают целостное представление о структуре и механизмах работы в сельском хозяйстве, — рассказывает Александр Чикулаев, один из организаторов «Школы фермера».

На практических занятиях студенты осваивают подходы к организации производственного процесса и изготовлению продукции. Знаниями с ними делятся специалисты как крупнейших агропредприятий, обладающих большим опытом и современным техническим оснащением, так и простые фермеры, которые, тем не менее, уже достигли хороших результатов в организации бизнеса, что называется, с нуля.

От хобби к бизнесу

Одной из выпускниц «Школы фермера» 2022 года, Лидии Шестаковой, участие в проекте дало импульс к новому этапу в жизни. Пять лет назад она неожиданно для себя самой увлеклась комнатными растениями.

— В один прекрасный день я вдруг поняла, что цветами заставлены все подоконники в моём доме, полки над компьютерным столом и все места, где цветам может быть комфортно. Поняв, что среди цветов случилось перенаселение, я стала их раздаривать и продавать. Так потихоньку возник мой небольшой бизнес, — говорит Лидия Шестакова.

Дальше — больше. В один прекрасный день Лидия поняла, что хочет открыть питомник комнатных, декоративных, хвойных растений и саженцев. Она даже составила бизнес-план, правда, получился он не идеальным — Лидии не хватало знаний. Но она поняла, что если хочет заниматься цветами на профессиональном уровне, то одной любви к ним мало. Нужно ещё и всё про них знать. Откладывать в долгий ящик принятые решения Лилия не любит, поэтому в конце апреля решила поискать бесплатные курсы садоводов. И нашла «Школу фермера».

школа фермера
Фото из архива Лидии Шестаковой, выпускницы «Школы фермера»

— Занимались мы два, иногда три раза в неделю. Учиться можно было очно и заочно, по видеосвязи. В целом же здесь есть всё, чтобы понять, как организовать свою ферму, какие нужны документы, какие есть формы грантов и кредитования, как правильно перерабатывать сельхозпродукцию, какие виды растений стоит сажать в разных регионах страны, как продвигать свою продукцию, как арендовать землю у государства, — рассказывает Лидия.

Одним словом, знаний в «Школе фермера» было получено много. То, что курс организован в грамотном порядке, позволяющем понять правильный алгоритм действий для организации собственной сити-фермы, говорят и другие слушатели. Сейчас выпускники уже делают первые самостоятельные шаги в цивилизованный аграрный бизнес.

Чему учат в школе

В «Школе фермера» агробизнесу обучают, как говорится, с азов. Без грамотного планирования в таком деле никуда. Значит, одно из первых занятий: подготовка собственного бизнес-плана. С определением конкретного направления предстоящей работы, ниши, в которой и не прогоришь, и прибыль заработаешь. Одним из направлений в Пермском крае стало «Овощеводство».

Акцент делается на наиболее перспективные с точки зрения выращивания культуры, их урожайность, технологию производства, причём с учётом климатических особенностей региона. На то, что сейчас находится на пике, — и с научной, и с практической позиций.

В растениеводстве наиболее перспективным методом достижения хороших результатов становится микроклональное размножение сельскохозяйственных и декоративных культур.

— Как известно, существуют три способа размножения растений. Половой, бесполый и вегетативный способы размножения. Половой — это получение семян, бесполый — размножение за счёт спор (свойственно водорослям и папоротникам) и, наконец, вегетативный — когда часть растения может стать самостоятельным организмом. Такой способ позволяет получать генетически однородные растения, — говорит преподаватель «Школы фермера» Михаил Пискунов.

Микроклональное размножение растений основано именно на вегетативном способе, правда, со значительными отличиями. Первое и самое главное — размер. При вегетативном способе необходимо, чтобы отделённая часть могла самостоятельно обеспечивать свою жизнедеятельность до тех пор, пока не сформируются все органы (корни, листья и т.д.), необходимые для полноценного существования. Микроклональное размножение подразумевает использование лишь небольшого фрагмента растения, буквально несколько клеток, который самостоятельно выжить не способен. Его жизнь поддерживается идеальными условиями, созданными для него.

При обычном вегетативном размножении из одного организма можно получить в лучшем случае несколько десятков ростков. При микроклональном размножении количество копий исходного растения не ограничено.

Прогрессивной технологии растениеводства учат в «Школе фермеров» как в теории, в рамках онлайн-занятий, так и на практике. Непосредственно в успешных хозяйствах, где от применения агротехнологии уже получили конкретные результаты.

Универсальные решения

Как известно, помимо технологий и хороших производственных навыков, предприниматели должны обладать набором экономических компетенций, которые позволят им войти в рыночные процессы. В «Школе фермера» есть образовательные курсы, помогающие осваивать и базовые приёмы маркетинга, находить каналы реализации товаров, кооперироваться с другими участниками отрасли.

Фермерское хозяйство — действительно рентабельный вид бизнеса при правильной организации. На это есть ряд причин: во-первых, налоговая нагрузка в этой отрасли ниже, чем во многих других. Во-вторых, при желании можно получить субсидии на организацию бизнеса, так как государство заинтересовано в развитии фермерских хозяйств. В-третьих, в нашей стране есть необходимые природные условия для открытия своего дела в аграрной отрасли.

Важно знать, что целевая аудитория фермы — оптовые и фермерские магазины, рестораны и другие учреждения общественного питания, так как при небольших размерах бизнеса будет достаточно проблематично производить продукцию в гигантских объемах и сотрудничать с ритейлерами.

Базовым финансовым знаниям, основам продвижения продукции и поиску рынков сбыта в «Школе фермера» также учат. Причём, как и в случае с микроклональным растениеводством, упор делается на современные, высокоэффективные технологии. До конца зимы будут известны условия набора в «Школу фермера» на 2023 год в каждом регионе.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x