Максим Попов, аспирант Азово-Черноморского инженерного института, попытался решить две самые актуальные проблемы для любого сити-фермера: сэкономить на энергоресурсах и превратить теплицу в круглогодичный источник дохода.
Молодой инженер сконструировал автономную теплицу, которая не потребляет, а экономит энергоресурсы. Рассчитана она на круглогодичную работу. В биовегетарии (еще одно название энергосберегающих теплиц) можно выращивать как микрозелень, так и овощи.
Принцип работы автономного тепличного комплекса следующий: солнечная энергия трансформируется в электрическую с помощью фотоэлектрических модулей. Для водоснабжения используется подземная скважина. Из нее вода поступает в специальные емкости-накопители, установленные возле теплицы. Если ее стены дополнительно утеплять на зиму, то тепло будет сохраняться дольше.
Биовегетарий сконструирован и построен так, чтобы необходимое для растений тепло накапливалось в грунте, а в нужный момент поступало в закрытое помещение с посевами. Для этого на глубину около 50 сантиметров укладывается пенополистирол, сверху насыпается смесь из гравия и песка. Затем проводится монтаж системы теплоснабжения, после чего вновь укладывается еще один слой смеси, заливается бетон, а сверху насыпается слой почвы.
Летом, когда жарко, владельцы теплиц вынуждены постоянны открывать форточки для улучшения циркуляции воздуха. Биовегетарий аккумулирует тепло, но направляет его не во внешнюю среду, а в почву. С наступлением холодов теплый воздух внутри комплекса поступает из подпочвенной системы вновь в теплицу. Экспериментальный биовегетарий под Зерноградом запущен почти два года назад. В теплице с самообогревом выращивается почти 20 сортов микрозелени. Когда на улице были морозы -20°С, теплица прогревалась до 13°С.
Экономичный биовегетарий станет отличным решением для фермеров, проживающих в сельской местности, где трудно подключиться к инженерным коммуникациям. Очевидно, что на разработку будет спрос, но есть трудности с коммерциализацией новинки. Стоимость биовегетария несколько дороже, чем у традиционной теплицы, а в нынешней кризисной ситуации все стремятся экономить. Поэтому предприниматели отдают предпочтение традиционным технологиям производства овощей закрытого грунта.
Тем не менее, молодой инноватор планирует использовать собственную разработку для ведения агробизнеса. Максим основал бренд Max Greenhouse, под которым реализует выращенные в биовегетарии зелень. Основной канал продаж — социальные сети. В ближайшее время планируется заключение договоров с рестораторами и небольшими кафе. В создание теплицы предприниматель из Ростовской области вложил почти 600 тысяч рублей, 500 тысяч из которых — грант, полученный от Фонда содействия инновациям, 100 тысяч — собственные средства. Проект стал приносить доход. Поэтому сити-фермер намерен построить второй биовегетарий для расширения своего небольшого бизнеса.
Фото: Город N