Затраты в грибном бизнесе ниже, чем в овощеводстве, поэтому всего за несколько лет в стране открылось несколько предприятий по выращиванию грибов: в Воронежской и Курской областях, Краснодарском крае, а также на Урале и в Западной Сибири. Однако у производителей грибов проблемы те же, что и во многих отраслях — дефицит посадочного материала. Раньше высокопродуктивный мицелий завозился из-за границы.
По данным ассоциации «Теплицы России», производство грибов в 2023 году может вырасти до 135 тыс. тонн. В прошлом году этот показатель составлял 130 тыс. тонн. Несмотря на очевидные успехи, эксперты считают, что отрасли необходимо преодолеть несколько ключевых проблем. Вопрос в том, что потребление грибов при их больших объёмах производства почти не увеличивается и остаётся на уровне 0,8–1 кг на человека в год. Хотя в европейских странах минимальный показатель 1,5 кг на человека ежегодно. Вследствие резкого увеличения объёма поставок грибов на рынок возник кризис перепроизводства.
Грибоводческим хозяйствам приходится бороться за покупателей, снижая цену на продукцию из-за высокой конкуренции на рынке. При этом затраты на упаковку, транспортировку, логистику и мицелий выросли. Поэтому маржинальность бизнеса год от года снижается, рентабельность производства падает, а сроки окупаемости проектов увеличиваются.
Вариантов решения проблемы перепроизводства может быть несколько. Расширение ассортимента за счёт нишевой продукции — шиитаке, вешенок, трюфелей. Эти грибы имеют более узкий рынок сбыта, зато отпускные цены будут выше. Однако такие проекты реализуемы при грамотном маркетинге и популяризации продукта. Избавиться от излишков грибов помогла бы и переработка. Тем более что доля российских замороженных, консервированных вешенок или шампиньонов на внутреннем рынке пока невелика.
Между тем на базе Иркутского госуниверситета планируют построить экспериментальный тепличный комплекс для выращивания трюфелевых грибов. Учёные считают, что у производства этого вида грибов в России большое будущее, поскольку они станут востребованными сразу в нескольких отраслях: фармацевтике, пищевой промышленности и даже парфюмерной индустрии.