Садовод со стажем Майк Клиффорд, 61-летний житель Великобритании, потратил более десяти лет на превращение своего сада в тропические джунгли. И он смог создать запас дождевой воды в несколько тысяч литров, чтобы защитить экзотические растения от засухи. Тем временем многие британцы лишились возможности поливать растения на своих придомовых участках из-за действующего в некоторых регионах страны запрета.
Сад Майка Клиффорда в Пуле, графство Дорсет, занимает почти 20 соток. Там собраны экзотические растения из Южной и Центральной Америки, Африки и Китая. Причём некоторые из них очень редкие. Например, чёрное дерево с острова Святой Елены, или Trochetiopsis ebenus, находящееся под угрозой исчезновения в дикой природе. Это растение с большими белыми цветами когда-то считалось вымершим, пока учёные не обнаружили два небольших экземпляра, растущих на скале в Мексике. Так черенки редких деревьев оказались в Великобритании.
Майк Клиффорд начал заниматься тропическим садоводством в 1990-х годах. А вдохновил его на это телевизионный документальный фильм. Майк и его жена Тина регулярно открывают свой сад для экскурсий в рамках Национальной садовой программы и за эти годы собрали тысячи фунтов на благотворительность.
В их саду растут гигантские одуванчики с Канарских островов и Pararistolochia goldieana, растение из Центральной Африки, которое в Европе цвело только один раз. Есть и куда более редкие растения, например Труба Ангела (Angel’s Trumpet), которое используют шаманы Южной и Центральной Америки.
Мистер Клиффорд — архитектор-проектировщик и ухаживает за своими растениями по вечерам и выходным, совмещая садоводство с работой. Его 26-летний сын Гарри помогает ему присматривать за мини-джунглями на заднем дворе. На зиму растения переносят в оранжерею, а те, которые остаются зимовать под открытым небом, закутывают во флис. На подготовку сада к холодам уходит несколько выходных.
Однако теперь главной опасностью для сада стали не заморозки, а засуха. Дефицит влаги может запросто погубить тропические растения. Аэрофотоснимки демонстрируют разительный контраст между сочным зелёным участком Майка и выжженными газонами его соседей.
Вся надежда садовода-любителя на хранилище дождевой воды: прямо на участке под землей находятся ёмкости с дождевой водой, рассчитанные на запас в 2 тыс. литров. Майк считает, что этого хватит для спасения сада во время засухи. Если воды действительно хватит до сентября, то он сможет сохранить сад до следующего лета.
— Растения с большими листьями не любят жару. Они сильно вянут. Если вы зайдёте в сад в полдень, то сможете увидеть это. Я поливаю их обильно, хотя стараюсь сэкономить воду. Потенциальный запрет на использование воды для полива вызывает беспокойство, но скоро конец сезона, так что, если он продлится до сентября, я буду рад, — говорит Майк.
Сейчас многие британцы могут лишиться своих садов из-за запрета на использование шлангов для полива сада, мытья автомобиля или лодки. Несколько крупных ресурсоснабжающих компаний Великобритании уже объявили о запрете использования воды для полива. В ближайшее время ожидается, что запрет введут и другие компании, и под ограничение попадут не менее 33 млн человек. В случае нарушения требований британцев ждёт штраф в размере 1000 фунтов.
Прошедший июль стал самым жарким за всю историю наблюдений в некоторых частях южной и восточной Англии. Средняя температура достигала 34 градусов. Для страны с умеренным климатом это абсолютный рекорд. Не исключено, что дефицит осадков может наблюдаться ещё в течение трёх месяцев. Британский центр экологии и гидрологии прогнозирует «исключительно низкий» уровень водостока в реках страны до октября.
Учёные предупреждают, что вероятность возникновения засух становится всё выше из-за изменения климата, вызванного выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива и другой деятельности человека. При этом длительные периоды жаркой погоды становятся все более интенсивными и частыми.
Как не погубить свою вертикальную ферму и организовать правильный полив, начинающие сити-фермеры могут узнать в наших публикациях с советами экспертов.