Ежегодно Дягилевский фестиваль в Перми представляет зрителям последние достижения современного театра и актуальные музыкальные тенденции. Здесь проходят мировые премьеры опер, созданных по заказу фестиваля, и новых сочинений ведущих композиторов XXI века, рождаются свежие идеи и творческие коллаборации. А главной особенностью Дягилевского фестиваля является мультижанровый характер программы.
Одним из событий фестиваля в этом году стала партиципаторная инсталляция пермского театра «немхат» «Бесконечная природа», в которой авторы ищут ответ на вопросы о том, ограничивается ли всё социальное взаимодействие только лишь отношениями людей и можем ли мы с природой услышать друг друга?
Основа инсталляции создана из продуктов и промышленных отходов завода по производству оптического кабеля «Инкаб». А главным действующим лицом медиаспектакля стали комнатные растения, к которым подключили специальные сверхчувствительные датчики-биотроны. Они способны улавливать вибрации растений и преобразовывать их в звучание, доступное человеческому слуху.
Чтобы услышать растение, достаточно прикрепить датчик к своей коже и прикоснуться к растению. Передатчик оснащён тремя каналами, между которыми можно переключаться, чтобы получить разные звуковые сочетания: соло растений, дуэты растений и китов или звуки растений и человеческое пение.
Как пояснили создатели спектакля, в настоящее время оптический кабель — самое совершенное средство коммуникации. Принцип его действия строится на световом излучении, посредством которого передаётся оптический импульс. Сегодня с помощью кабеля учёные прослушивают китов. Поэтому можно предположить, что он может связать человека и с остальной природой.
Режиссер медиаспектакля Дарина Чиркова дала нам эксклюзивное интервью.
— Как пришла идея работать со звуками растений?
— На создание «Бесконечной природы» вдохновил, во-первых, роман японского писателя Кэндзабуро Оэ с очень красивым библейским названием «Объяли меня воды до души моей». А во-вторых, различные увлекающие моё внимание взаимосвязи растений, китов и людей, и моё личное, и в целом команды «немхат» трепетное отношение к природе, к её состоянию, к вопросам взаимодействия человека с ней.
— Как проходил кастинг и откуда вообще эти растения взялись?
— Кастинга не было, потому что я не могу сказать, что какие-то из растений не достаточно хороши, чтобы стать участниками спектакля. Все цветы, все разновидности природы одинаково прекрасны. Единственной задачей было собрать возможное разнообразие с учётом соблюдения условий содержания.
— Сколько зелёных артистов участвуют в спектакле?
— На данный момент 21 растение. В основном это домашние цветы: Эуфорбия леуконеура, Спатифиллиум, Каллизия ползучая, Ховея Форстера, Дримиопсис пятнистый, Дримиопсис, Зантедексия эфиопская, Кардилина фрутикоса, Алоэ, Фикус Бенжамина, Кливия Киноварная, Каланхоэ Блоссфельда, Эуфорбия титумалодиес, Эуфорбия амбелата, Замеокулькас, Гипеаструм, Дримиопсис пятнистый, Традесканция, Ховея Форстера. Но есть и садовое растение — малина.
— Расскажите, как удалось технически воплотить вашу идею?
— «Бесконечная природа» — это месяцы экспериментов и оборудование, за которым пришлось отправиться в другую страну. Работали над спектаклем вместе со звукорежиссером Алексеем Красоткиным и саунд-инженерами Данилом Ивенских и Владиславом Рубинчиком. Разумеется, помогли близкие и друзья, которые смогли на время позволить нам забрать свои растения, чтобы показать спектакль.
— Есть ли лично у вас любимчик, который звучит наиболее интересно?
— Что касается звучания, то все под большим впечатлением от Каланхоэ. А для меня самый ценный экспонат — Затендексия эфиопская, или белая калла. Его мне подарила мама. Но не как это принято после спектакля, а к его премьере.
— Меняется ли звук, который издают растения, при изменении условий — освещения, влажности, температуры и так далее?
— Да, звук изменяется. Он зависит, в том числе, от количества людей и интенсивности их взаимодействия с растениями.
— Есть ли в команде отдельный человек, который осуществляет уход за растениями?
— Да, мы ежедневно ухаживаем за растениями, на протяжении всего дня за ними наблюдают не только постановщики, но их оберегают и перформеры «немхата» — студенты пермского медицинского университета. И мы всегда напоминаем зрителям про бережное отношение.
— Что ожидает труппу после окончания фестиваля?
— Уверена, это будет радостный момент для растений и их владельцев — растения вернутся домой, в свою привычную среду, где их любят и ждут.