2022 год стал для ГК «Здоровья клад» годом преодоления трудностей и годом достижений. Как и многие российские предприятия, группа компаний из Перми столкнулась с проблемами логистики и доставки семян.
Однако экономические неурядицы не заставили отказаться от планов на этот год. В июне в Перми планируется старт проекта «Пермское молодёжное АГРОпространство» — агрошколы, в которой дети будут обучаться агропрофессиям, в том числе и агронома-гидропоника. Об этом и многом другом нам рассказала директор по развитию группы компаний Екатерина Шикина.
Агрошколу откроют к юбилею родного города
— Чему вас научил 2022 год?
— Не сдаваться. Очень сложно продвигать образовательный проект, созданный с нуля. Даже несмотря на то что ему уже три года. Росту продаж гидропонной продукции помогает маркетинг, выставки. Продвигать образовательный проект намного сложнее. В прошлом году мы стали лауреатами премии «Экспортёр года — 2021» Пермского края, заняв первое место в направлении АПК и второе место в направлении «Прорыв года».
Социальная миссия нашей компании — повысить престижность аграрных профессий. Оказалось, эта проблема актуальна не только в России. В прошлом году я побывала в Ташкенте, где проходила выставка «UzProdExpo-2022». Для меня главной задачей в поездке было формирование рынка микрозелени в этой стране. Я провела несколько встреч и по разговорам с коллегами поняла, что в Узбекистане, стране, где развито сельское хозяйство, не хватает специалистов в этой отрасли. Местные агрокомпании вынуждены приглашать агрономов из Турции, платить им большие деньги, чтобы наладить производственные процессы. Я познакомилась с министром сельского хозяйства Самаркандской области и рассказала об открытии в Перми агрошколы, площадки, на которой школьники будут учиться, обмениваться опытом, где станут проводиться мастер-классы передовых спикеров. Коллеги из Узбекистана проявили большой интерес к проекту и приняли приглашение приехать на открытие, которое состоится в июне этого года, как раз к 300-летнему юбилею Перми.
— Что представляет собой школа «АГРОпространство»?
— Это образовательная площадка, оснащённая современным гидропонным оборудованием, собственная лаборатория для беспочвенного выращивания зелени и других сельхозкультур. Большое значение мы уделяеем профориентированию учеников. Образовательная программа рассчитана на 120 часов. Когда мы искали подходящую площадку, то остановили свой выбор на Пермском аграрно-технологическом университете. Подали заявку в три фонда и выиграли грант губернатора Пермского края. На открытие агрошколы приедут губернатор и министр сельского хозяйства Пермского края. Модель агрошколы, которую разработала наша компания, можно экспортировать. Мы планируем с данным образовательным проектом выйти на рынок ОАЭ.
— Какие ещё образовательные программы проводит компания?
— Программа «Сити-фермер 3.0» — обучающий курс по биологии, основанный на поэтапном освоении современных технологий растениеводства с 4 до 14 лет. В прошлом году мы открыли новое направление — обучающий сити-фермерству проект для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этих ребят разработано не так много образовательных программ. Как правило, они получают специальность повара, парикмахера. В этом списке нет аграрных профессий. Мы опробовали на базе школы №17 в Перми новую программу. И получили положительную реакцию со стороны как детей, так и педагогов и родителей.
Школьникам нужна не только робототехника
— В российских регионах есть интерес к образовательным программам для детей по аграрной тематике?
— На Московском международном салоне образования, который проходил в конце марта в столице, мы презентовали разработанные специалистами нашей компании образовательные проекты. И они вызвали огромный интерес. Всё-таки в школах нужно не только робототехнику преподавать.
— С вашей точки зрения, какие недостатки есть в существующей системе агрообразования?
— В Перми создано 10 агроклассов, 10 медицинских, инженерных и гуманитарных классов, которые распределены по всему региону. У нас недостаточно понимают потенциал и престиж аграрных профессий. В традиционно сельскохозяйственных регионах, безусловно, гораздо больше заинтересованы в продвижении аграрного образования и внедрения каких-то новаций в образовательный процесс.
Если брать высшее отраслевое образование, то оно устарело, студенты недостаточно получают прикладной информации. Сегодня молодые дипломированные специалисты не хотят работать по специальности, так как не видят престижа своей профессии. Поэтому одна из целей нашего образовательного проекта — вернуть престиж аграрным профессиям. В ряде аграрных вузов нет специальности агроном-гидропонист, хотя гидропоника активно развивается в России.
Образовательные стандарты нуждаются в обновлении. Важно, чтобы и государство участвовало в разработке и продвижении образовательных проектов для АПК. В нашей стране есть компании, которые пытаются запустить собственные образовательные проекты. Но мы отличаемся тем, что взаимодействуем не только с учреждениями образования, педагогами, родителями, детьми, но и с органами государственной власти. Наша цель — поменять подход к развитию аграрного образования в целом.
Поставки семян как жизненный подвиг
— С прошлого года российские производители-экспортёры переориентировались на рынки стран Азии. Значит ли это, что европейский рынок для нас окончательно потерян?
— Мы в основном экспортировали продукцию в Европу. Сейчас мы не работаем с этим рынком, потому что партнёры отказались от сотрудничества. Доля продаж на внешний рынок уменьшилась. Но нам ничего не остаётся делать, как её наращивать. Прошлый год поставил много задач, в том числе и переориентацию экспортных рынков. Так что нужно их решать.
— Есть ли вероятность полного ухода европейских производителей семян из России?
— Конечно, есть. Мы являемся импортёрами качественных итальянских семян и заняли свою нишу среди поставщиков семян на рынке микрозелени. В прошлом году западные партнёры заявили о том, что прекратят поставки. Была проделана колоссальная работа, чтобы сохранить эти отношения, несмотря на геополитическую ситуацию. Летом мы закупили максимальный объём семян. Ими мы пока обеспечены. Организацию поставок из-за рубежа сейчас иначе как «жизненным подвигом» не назовёшь. Нужно найти банк, через который можно осуществить перевод. Сейчас банк, через который мы проводим транзакции, повысил сумму переводов до 50 тыс. евро. Мы не делаем заказы на такую сумму. Решив одну проблему, хватаешься за другую — поиск надёжной транспортной компании, которая доставит груз вовремя, поскольку сроки доставки значительно выросли.
— Когда семена российского производства вытеснят импортные?
— К санкциям, к каким-то ограничениям никто не был готов. Альтернатива европейской продукции есть, нужно развивать рынок. Но новые разработки в селекции сельхозкультур, семеноводстве должно и государство развивать. Отрасли, а тем более одной компании, такая задача не по силам. А были ли сами фермеры готовы к такому повороту событий? Однозначно, нет. Я встречалась на выставке «ЮгАгро» с профессиональными агрономами и задала им вопрос: «Почему не занимаетесь семеноводством?» И в ответ услышала: «20 лет закупали семена, и будем продолжать дальше закупать». В планах развития нашей компании стоит задача развивать семеноводство, в штате есть специалисты-агрономы.
— Есть ли на отечественном рынке семян робкие попытки импортозамещения?
— Наши партнёры, компания «Гавриш», занимаются семеноводством, но объём производимой продукции небольшой. Пока трудно конкурировать с качеством европейских производителей. Чтобы получить урожай из новых семян, должно пройти несколько лет. Ещё одна проблема — дефицит селекционеров. Вот поэтому и нужен образовательный проект в сфере аграрного образования, чтобы появились новые квалифицированные специалисты в отрасли, а в обществе исчезли предрассудки по поводу того, что агроном — это низкооплачиваемая и непрестижная профессия.