Больше трёх лет назад в центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Карповки появился огород. Десять энтузиастов решили воспользоваться реконструкцией набережной и создать общественное пространство для выращивания овощей.
Это место не только для битвы за урожай. Здесь можно встретиться с единомышленниками, найти друзей, вместе трудиться или отдыхать и пробовать плоды своего труда. Елизавета Салихова, одна из основательниц сообщества «Огород на Карповке» рассказала нам об истории его возникновения и поделилась мнением о том, почему в России проще быть дачником, чем городским огородником.
Грядки на проходном месте
— Как появился огород на Карповке?
— В 2017 году правительство Санкт-Петербурга объявило о разработке проекта благоустройства набережной небольшой реки Карповки с созданием пешеходной зоны. Проект с огромным бюджетом, который предложил Минстрой, не понравился городскому сообществу урбанистов, архитекторов, проектировщиков. В нашем городе, как известно, сильно развито градозащитное движение. Как ни странно, правительство города прислушалось к мнению жителей.
Были организованы сессии, где могли выступить сами горожане, чтобы представить свой взгляд на будущее Карповки. На одной из этих сессий выступали 10 активистов, в том числе и я. Мы, ещё толком не зная друг друга, объединились ради общей идеи — создать огород на берегу реки. На слушания приходили люди, объединённые какими-то общими интересами: родители с маленькими детьми, собачники, спортсмены, яхтсмены, ну и мы, огородники. Каждая группа продвигала свой вариант благоустройства территории и защищала свой микропроект. Мы тоже выступили с презентацией, приводили в пример страны Европы, тот же Берлин, где больше 100 общественных огородов. Упирали на то, что совместный уход за грядками развивает добрососедство, помогает самореализации. Многие тогда крутили пальцем у виска. Наверное, на конкурсную комиссию повлияла наша заряжённость на успех, поэтому нам выделили небольшой участок, где мы установили кадки с привезённым грунтом.
— Набережная Карповки — это промышленный или спальный район?
— Река Карповка протекает по Петроградскому району в центре Санкт-Петербурга. В её устье находятся территории бывших заводов с абсолютно закрытой для горожан инфраструктурой и не предназначенной для отдыха. Есть ещё яхт-клуб, куда просто с улицы тоже не попадёшь. Частично берега одеты в гранит, частично открыты, но не везде есть возможность выйти к воде. Мнения горожан о будущем реки, кстати, тоже были разные. Кто-то хотел просто всё закатать в асфальт. В целом набережная — не захолустье, проходное, людное место и совсем не «огородное».
— Как появились первые грядки?
— В сентябре 2019 года состоялось торжественное открытие благоустроенной пешеходной зоны. Земельный участок выглядел как пустырь. Кадок не было. Мы даже немного растерялись и не понимали, что делать с этой территорией. На будущий год сделали небольшие деревянные кадки и вырастили экспериментальный кабачок. Один посадили на Петроградке, во дворе книжного издательства, ещё один вырастили в грунте на собственной даче. Ещё один овощ для чистоты эксперимента мы приобрели в магазине. Сдали все образцы на исследование — на остаточное содержание пестицидов, солей тяжёлых металлов, нитратов. В целом все экземпляры оказались безопасны, кроме магазинного. Там обнаружили повышенное содержание нитратов. В результате эксперимента мы хотя бы убедились, что выращивать зелень, овощи, корнеплоды на нашем огороде не опасно для здоровья. Хотя это, конечно, нам не даёт права считать, что все овощи, выращенные в открытом грунте в городских условиях, безопасны.
В 2020 году у нас появилась большая грядка в виде деревянной лодки, внутри которой находился грунт и кадки чуть меньшего размера. В этом же году начался путь построения сообщества. Мы были наивными экспериментаторами и не использовали готовых методик, моделей. Открытие огородного сезона испортила пандемия, вплотную к работам на огороде мы приступили только летом и тогда же стали активно зазывать горожан через наше сообщество ВКонтакте. Сначала разместили объявление в группе о том, что ищем желающих поделиться рассадой. Приехало много людей, которые активно участвовали в посадке растений. Но после этого мы этих энтузиастов больше не видели. Нам казалось, что огородничество — интересная тема и отбоя от желающих не будет, все станут приезжать и ухаживать за грядками. Но все заботы о растениях легли на наши плечи.
В 2021 году мы стали избирательнее в подборе будущих огородников: создали рабочий чат сообщества, в который добавляли только кандидатуры, прошедшие предварительное интервью. Главным вопросом был: станете ли вы ухаживать за рассадой, поливать её. Нам хотелось, чтобы в сообществе было как можно больше жителей микрорайона, находящегося в непосредственной близости от огорода. А получилось ровно наоборот.
«Культивируем бережное отношение к спине и природе»
— Среди вас есть «закоренелые» огородники?
— Нет. Мало того, за несколько лет от той команды, стоявшей у истоков огорода на Карповке, осталось всего несколько человек. Из «профессионалов» был только архитектор, имевший опыт проектирования зелёных зон и представительница проекта «Дача в городе». Кстати, с нами на грядках работал даже депутат районного собрания. Пусть они и не дачники со стажем, но базовые знания о растениях имеют.
— Сколько сейчас человек в сообществе?
— В рабочем чате — 22 человека, а активных людей, которые постоянно ухаживают за огородом, около 10. У нас небольшой огород, буквально 12 кадок. Участок даже меньше классических шести дачных соток. Но мы потихоньку расширяемся. Перед началом сезона обычно обсуждаем планы: что хотим посадить, распределяем между собой кадки. Терпимо относимся к странным экспериментаторским идеям посадить рис или хлопок. Но уговариваем всё-таки высадить редис, горчицу, тыкву или кабачки.
— Для огородников важнее процесс выращивания или результат, сбор урожая?
— У нас у всех разные мотивации, жизненный опыт. Одна из огородниц увлекается кораблестроением, ей очень хочется на лодке сделать мачту, в этом сезоне на нашем огороде точно появится маяк и вертикальное озеленение. Детали пока обсуждаем. На мой взгляд, нас всех объединяет любовь к взаимодействию с природой, почвой, растениями. Я заметила, что со временем члены сообщества стали больше доверять друг другу, больше времени проводим вместе. Общественный огород — это пространство, где можно встретиться с единомышленниками, найти друзей, вместе трудиться или отдыхать, устраивать вечеринки, пикники. Просто весело проводить с семьёй время на свежем воздухе. Рядом с нашим огородом находится спортплощадка, поэтому мы даже хотели снять шуточный ролик про то, что мы быстрее накачаем мышцы, таская тяжёлые лейки, чем атлеты по соседству на тренажёрах. Но огород в городе — это скорее развлечение, социальная активность, экспериментаторство, а не битва за урожай. Мы культивируем бережное отношение к спине и природе. Стараемся не завидовать друг другу виз-за размеров урожая, не сравниваем, у кого тыква больше выросла, потому что она не успевает созреть. Довольно трудно сохранить плоды своего труда на общественной набережной, где проходят тысячи человек в день.
— Как сохраняете урожай?
— Конечно, обидно, когда процесс выращивания кабачка внезапно прерывается его кражей с грядки. Но я научилась воспринимать этот факт спокойно. Кадки никак не огорожены, а на каждый огурец камеру видеонаблюдения не повесишь. В этом сезоне мы исправим свою оплошность и развесим объявления, что это общественный огород. Если захотел съесть огурец — будь добр, сделай что-нибудь полезное. Например, принеси пакетик с семенами.
На самом деле мы не видим врагов в горожанах, наоборот, стремимся общаться с ними, проводим импровизированные экскурсии, а иногда и мастер-классы. Мы всегда взаимодействуем с людьми, которые мимо проходят, показываем им. Недавно к нам присоединились двое ребятишек, которые живут в двух кварталах от огорода. Мы выдали стартовый набор огородника: горшочки, грунт, семена. Попросили посадить дома рассаду, которую потом они высадят на огороде. Есть задумка детского огорода, хотим привлекать внимание детей.
У нашего сообщества пока нет какого-то внятного манифеста, сформулированных правил, по которым оно будет жить дальше, вне зависимости от того, как изменится его состав. Но мы работаем над этим. В этом году планируем запустить платные услуги, чтобы обеспечить хоть какую-то финансовую устойчивость проекту, помимо того, что мы вкладываем собственные средства в обустройство нашего огорода. Как это будет реализовано, пока сложно сказать.
Как подогреть интерес горожан к огородничеству
— Почему в стране, где почти у каждого есть дача, никто не хочет ухаживать за грядками в городе?
— Главная проблема — люди не знают о своих правах, о том, как можно распоряжаться территорией, на которой они живут. Непонятно, можно озеленять пустырь рядом с домом, перерабатывать опавшую листву в компостере и выращивать потом на компосте цветы. У нас существует культура палисадников, при этом многие горожане почти ничего не знают об озеленении крыш. У нас не развита культура общения друг с другом, добрососедства. Наше сообщество — пример низового активизма, где люди сначала объединились против идеи благоустройства, а потом ради любимого занятия. Скажу сразу, нас не трогают из городской администрации. Огород до сих пор существует за счёт энтузиазма нашего сообщества. У нас нет воды и электричества. В комитете по благоустройству города, когда обратились с этим вопросом, посоветовали брать воду из реки. Пока приходится поливать грядки из Карповки. Мы, конечно, исследовали подручными инструментами базовое содержание солей, кислотность и окислительно-восстановительный потенциал воды, чтобы убедиться, что она хотя бы не загрязнена опасными веществами.
— Вы сотрудничаете с коллегами из других городов?
— Опытом просят поделиться регулярно. Недавно с нами связался житель Калининграда и узнавал, с чего начать обустройство общественного огорода. Свой общественный огород есть в Казани. Он создан по инициативе администрации, порядок на нём поддерживают сотрудники городского Экоцентра. Есть огород и в Альметьевске. Татарстан в плане городского огородничества — прорывной регион. Существуют огороды в Краснодаре. Проект «Огород на Карповке» тоже знают в разных городах. Мы не общаемся с иностранными коллегами, хотя прекрасно знаем о европейских общественных огородах. Я лично посещала несколько в Берлине, Таллине. За рубежом общественные сады и огороды финансируются фондами и, как правило, поддерживаются муниципалитетами.
В Санкт-Петербурге постепенно появляются новые проекты по озеленению. Например, крыш жилых домов и офисов. Сейчас в некоторых образовательных учреждениях даже уроки ботаники или биологии проходят на собственных пришкольных участках, где выращиваются овощи. В Невском районе есть даже детский сад с собственным огородом. Огород на Карповке возник неслучайно. Он расположен на Аптекарском острове, где ещё в XVIII веке появились огороды с лекарственными травами, лечившими петербуржцев.
— Сообщество «Огород на Карповке» ведёт какую-то просветительскую деятельность?
— На различных городских мероприятиях мы рассказываем о нашем огороде и сообществе. Я мечтаю организовать цикл лекций, бесед в научно-популярном формате с учёными, которые связаны с ботаникой, биологией, палеоботаникой, геологией на разные прикладные темы. Эти встречи могут стать ещё одной возможностью привлечь внимание к нашему сообществу. Мы очень хотим завести пчёл, выращивать медоносные поляны, которые стали бы кормить насекомых-опылителей, помогать восполнять биоразнообразие в городских условиях. Словом, у нас много идей. Жаль, что наш проект пока больше вызывает интерес у озеленителей, чем у горожан.