Фермер Владимир Гришун из Ростовской области начинал свою карьеру в аграрном секторе как производитель микрозелени, но затем решил заниматься только производством витграсса под брендом «Росток-на-Дону».
Предприниматель мечтает сделать полезный напиток более доступным для жителей родного региона. Он рассчитывает модернизировать производство и уверен, что у сока из проростков пшеницы большое будущее, в том числе на рынке косметических продуктов.
Натуральный продукт может стать конкурентом таблеток
— Почему вы сосредоточились на производстве витграсса? Как выбираете для него сырьё и поставщиков?
— Я сам давно употребляю пшеницу в разном виде: проростки, молочко из проростков. Так что положительный эффект испытал на себе. Перепробовал много сортов, но сильную разницу во вкусе витграсса не почувствовал. Предпочитаю качественный посевной материал пшеницы. Сок из него получается насыщенный, концентрированный. Но в чистом виде его не все могут пить, а только разбавленным водой. Работаю с проверенными поставщиками, местными фермерами. Моё личное мнение — вырастить органическую пшеницу в принципе невозможно. Если это открытое поле, то минимальная обработка агрохимикатами всё равно будет.
— Витграсс относительно новый продукт для России. Как можно доказать его питательную ценность для покупателей?
— Пришлось перелопатить много научной литературы про сок из проростков пшеницы, в том числе российской. Нашёл информацию от разных научно-исследовательских институтов, изучавших полезные свойства витграсса. С некоторыми специалистами вузов я даже созванивался и общался. Когда-то хотел сделать анализ сока пшеницы в Ростове, но у нас нет оборудования, с помощью которого можно провести детальное исследование, например, установить долю хлорофилла в соке, состав витаминов и микроэлементов.
— Как продвигать полезный продукт на рынке?
— Для продвижения своего продукта используем соцсети, а также работаем через клубы здоровья, спортивные объединения. Но у нас в стране слишком мощное аптечное лобби, поэтому население приучено к тому, что любую проблему можно решить приёмом таблеток, хотя порой люди не интересуются их составом и побочными эффектами. На мой взгляд, сок из ростков пшеницы может составить конкуренцию пилюлям. У него богатая история использования и отзывы только положительные. Пожалуй, единственные, кому надо быть осторожным с его применением, это пациенты с желудочно-кишечными заболеваниями, поскольку витграсс провоцирует повышенное выделение желудочного сока, что может вызвать обострение заболевания.
Как «умельцы» зарабатывают на порошке из витграсса
— Как удаётся сохранить витамины в соке проростков при транспортировке в другие города региона?
— Продукт упаковывается в термопакеты по 30 мл и замораживается в виде кубиков. В термобоксе с хладоэлементами мы доставляем его по Ростову, Таганрогу и близлежащим населенным пунктам. Ферма находится в 50 км от областного центра, на хуторе Мержаново. Чтобы расширить географию поставок, планируем применять ещё одну технологию — сублимацию. Сок будем выпаривать в сухой порошок, тогда будет проще с перевозкой продукции. Кстати, на маркетплейсах сейчас витграсс представлен именно в виде сухого порошка. Про такой формат продукта могу сказать одно: если производитель к его изготовлению подошёл ответственно, то по полезным свойствам сублимированный сок почти ничем не уступает свежезамороженному. Но некоторые «умельцы» делают порошок из жмыха, высушивая его в дегидраторах. Вреда он не принесёт, но и никакой пользы от него тоже не будет. Визуально отличить такую подделку от продукта, сделанного из свежих ростков, почти невозможно. Поэтому я считаю, что сок лучше покупать всё-таки напрямую у производителя, а не у посредника. Так проще предъявить претензии к качеству продукта и вернуть деньги за товар.
— На какой объём производства сока вы мечтаете выйти?
— Чтобы жители Ростовской области пили витграсс, словно он обычный кофе. Мы в ближайшее время планируем запустить сеть небольших точек по продаже свежевыжатого сока из ростков. Хотим предложить горожанам полезные смузи на основе витграсса с овощами, фруктами и натуральными соками. Надеемся составить альтернативу пивнякам, которые стали просто бичом российских городов.
— Проявляют ли интерес к вашей продукции российские косметические бренды?
— Мне есть, что предложить российским брендам косметики, но они пока свою заинтересованность не проявляли. Сок корней пшеницы пользуются бешеным спросом у их зарубежных коллег из-за большого содержания липидов. Их благотворное воздействие испытал на себе. После того, как выжимаю сок, кожа рук становится очень мягкой. Некоторые советуют использовать коврики даже в качестве мочалки. К сожалению, у большинства людей есть стереотип: крем должен быть очень известного бренда и в дорогой красивой упаковке. Хотя гораздо важнее то, что находится внутри баночки. В Европе постоянно экспериментируют с составом уходовых средств для кожи, проводят исследования. Россия, к сожалению, в этом плане отстаёт.
— В России есть специальное оборудование для отжима сока из проростков?
— Российским производителям оборудования, к сожалению, нечего предложить нам. Я пробовал использовать мясорубки южнокорейского производства, но они не отличаются высокой производительностью. Общался с отечественными производителями различных прессов, пищевого оборудования — никто не хочет экспериментировать, рискнуть, вложить немного средств в новую разработку, которая бы принесла пользу производителям витграсса. Выход из ситуации пришлось искать самостоятельно. Сейчас дорабатываю импортное оборудование под свои задачи, так как у меня есть опыт работы с техникой. Первые результаты уже есть: если мощность обычных соковыжималок составляет до 6 кг сока в час, то мой модернизированный пресс выдаёт до 50 кг за такое же время. Я планирую выйти на безотходное производство. Из ростков и корней пшеницы станем отжимать сок, а коврики пойдут на продажу фермерам, которые занимаются разведением птицы.