Когда в семье Епешиных появились дети, пришлось задуматься о качестве продуктов, которые попадают на стол. Органические продукты питания, выращенные без ядохимикатов, в регионе было найти непросто. Тогда семья решила попробовать выращивать органические овощи на небольшом личном участке земли: без использования удобрений и пестицидов.
Результат собственного труда вдохновил на создание органической фермы, чтобы чистые овощи стали доступны жителям Ленинградской области. По словам руководителя фермы «Веси» Владимира Епешина, она стала форпостом биоземледелия на Северо-Западе России. Пока это первое и единственное официально признанное органик-производство в округе.
Как вырастить органику в зоне рискованного земледелия
— Как небольшое подсобное хозяйство превратилось в фермерское?
— Ферма «Веси» была создана в 2020 году. Началось всё с личной потребности моей семьи: со стремления видеть на нашем столе преимущественно здоровую еду, то есть без пестицидов, гербицидов и другой химии, ставшей неотъемлемой частью современного сельского хозяйства. Сначала были эксперименты на личном подсобном хозяйстве: овощи без навоза, ядов для борьбы с вредителями и прочего. Опыт вдохновил. Я начал изучать эту тему глубже. Прошёл ряд семинаров по органическому земледелию и пермакультуре, обратился к опыту практикующих биофермеров.
В год пандемии у нас с единомышленниками появилась возможность приобрести землю — мечта об органической ферме начала становиться явью. Появился свой земельный участок, время — так родилась ферма «Веси». Засучив рукава, мы с энтузиазмом погрузились в фермерство и уже через год получили органик-сертификат в системе «Чистые Росы», а спустя два года — органик-сертификат практически на все наши овощи от «Роскачества» на соответствие ГОСТ.
— Как удалось освоить органические методы производства? В чём были основные трудности, как их удалось преодолеть?
— На самом деле трудностей немало, поскольку мы идём непроторённым путём, учимся на своих ошибках. На старте столкнулись со сложностями с подбором земли. Чтобы сократить путь к сертификации, мы искали залежи, то есть территорию, которая давно не была в сельхозобороте, а значит, не обрабатывалась химикатами. Мало найти, это нужно доказать, что непросто. Мы подошли к делу очень серьёзно и ответственно. Началу деятельности предшествовали десятки лабораторных анализов: на чистоту воды (у нас много родников) и почвы, на содержание в ней гумуса… Потребовались метеорологические данные по этой территории за последние пять лет: это важно для подбора культур.
Другая сложность — семена. В России нет сертифицированных органических семян — это серьёзная проблема. Мы нашли решение, делимся опытом на наших лекциях и практикумах об органическом земледелии .
Немало сил мы приложили к тому, чтобы подобрать культуры — такие овощи, которым было бы комфортно на нашей земле без удобрений. На первом этапе сажали всё и в процессе значительно сократили список. Например, сложно вырастить брокколи или цветную капусту без химсредств борьбы с вредителями, они просто сжирают овощи на корню.
Сейчас у нас преимущественно крестоцветные: репа, редька, дайкон и капуста кейл, кроме этого, морковь, свёкла, топинамбур, кабачки, патиссоны, тыква, а ещё у нас получается совершенно особенным красный лук.
Когда говорят, что у органической фермы — большой список культур, нам кажется это странным. Каждый участок земли имеет свою особенность, если хотите, характер, свою «специализацию», исходя из почвенного микромира, населяющего его: что-то растёт хорошо, а что-то еле-еле. Сложно без стимуляции, без удобрений и других неестественных манипуляций вырастить овощи, которым не нравится эта почва или климатические условия данной территории. Особенно у нас, на северо-западе России — фактически в зоне рискованного земледелия. Открыть здесь органическую ферму было смело.
— Кто помогал с агротехникой, насколько сложно в регионе найти агронома с опытом в органическом производстве?
— Специалистов-органиков в России очень мало. Нам повезло: мы познакомились с одним из них на курсе по пермакультуре. Дмитрий Мариничев — органик-эксперт, помог нам выстроить агротехнику на ферме, впоследствии он стал нашим агрономом.
Красота овоща — не индикатор его полезности
— У вас очень богатый ассортимент овощей, пряных трав. Можно сказать, что российские органик-хозяйства возвращают на стол россиянам традиционные овощи, которые были незаслуженно забыты?
— Лучше всего у нас растут традиционные для северо-запада России овощи — репа и редька. Они росли здесь и много веков назад, занимали главное место на кухне народов, населявших территорию нынешней Ленинградской области. Благодаря обилию осадков репа и редька успевают насытиться влагой, а нежаркое лето не даёт им «уйти в цвет».
К сожалению, сегодня эти культуры не пользуются спросом, и нам приходится возрождать к ним интерес в рамках нашего проекта «Репу — на стол»: рассказываем в соцсетях об их целительной силе, делимся рецептами, угощаем свежей репой и редькой и блюдами из них. Мы приглашаем на сбор репы и редьки наших подписчиков в соцсетях, раздавая в качестве благодарности за помощь часть урожая. В прошлом сезоне в честь королевы наших полей мы провели «Праздник Ижорской репы». Гости могли собрать репу, попробовать разные блюда из неё, посетить ярмарку местных мастеров и даже послушать живую инструментальную музыку. Пришлось приложить немало усилий, чтобы поддержать незаслуженно забытую репу! Праздник посетили более 150 человек, получили много восторженных отзывов и благодарностей за важное и полезное дело.
— Покупатели привыкли к красивым, но не всегда вкусным овощам из розничных магазинов. Как прививать вкус покупателей к качественным и натуральным продуктам?
— Да, покупатели привыкли к глянцевым овощам, и когда они видят не очень ровную морковь или кривобокую свёклу — многие недоумевают. А органические овощи зачастую как раз неидеальны. Овощи, которые выращиваются на ферме «Веси», — естественные на внешний вид, разные по размеру, форме, поскольку мы не используем гибридные сорта, дающие урожай как на картинке. Решение проблемы видим только в просветительской деятельности: не устаём повторять, что красота овоща — не индикатор его полезности.
Органик-продукты не интересны рестораторам и торговым сетям
— Расскажите об основных каналах продаж вашей продукции. Какой формат, на ваш взгляд, является самым удачным для реализации — ярмарка, выставки, соцсети, маркетплейсы или розница?
— Основные каналы продажи: интернет-магазин vesi.ru, куда приходят клиенты из наших соцсетей, магазин на ферме, а также мы сотрудничаем с рядом небольших органик-магазинов в Санкт-Петербурге и Москве. Маркетплейсам и розничным сетям органические овощи неинтересны — такие продукты, как уже было сказано, не всегда идеальны на вид, у них короткий срок хранения. Кроме этого, органические фермы не могут гарантировать стабильные поставки. В общем, мы для них «не формат».
— Возможно ли в России появление межрегиональной сети магазинов экопродуктов или хотя бы отделов с товарами с маркировкой «Эко» в розничных сетях?
— Без господдержки, которой пока нет, это невозможно. Существующее в России количество органик-производителей ничтожно мало для того, чтобы наполнить органик-полки хотя бы в крупных супермаркетах страны.
— Органическая продукция всегда будет стоить дороже обычных продуктов питания. Готов ли российский покупатель платить больше?
— Всегда ли органика будет дороже? Да. Поскольку она требует больше ручного труда. Стоит учитывать, что у органик-производителей зачастую ниже урожайность. Не все поля всегда в работе, часть периодически должны отдыхать под сидератами, как это происходит у нас. Отмечу, что есть категория покупателей, которая готова платить больше за продукты, выращенные без химии и имеющие органик-сертификат. Но этот сегмент растёт очень медленно, как и спрос. Наши покупатели — это люди, думающие о своём здоровье, они готовы платить больше за качество продуктов, мамы маленьких детей, люди, которых заботят вопросы экологии, которым небезразлична судьба нашей планеты.
— Насколько успешен опыт работы с рестораторами, есть ли у них спрос к органическим пряным травам, зелени и овощам?
— Изначально мы начинали работать со многими петербургскими рестораторами. Но столкнулись со сложностями. Сделать исключительно органик-меню очень трудно, так как ограничен список доступных органик-продуктов. Кроме того, блюда выходят дорогостоящими. Рестораторы, как и сети, опасаются нестабильных поставок.
— Какой опыт вы получили от проекта «Открытая ферма»? И как вы будете его развивать в дальнейшем?
— «Открытая ферма» — это общий проект, в который входят и волонтёрские сборы, и «Репу — на стол», и «Праздник Ижорской репы», и #весишкола — проект по популяризации органического земледелия. В прошлом году мы провели около 30 мероприятий, и в целом у нас было больше 800 посещений. Все эти проекты будут продолжаться, так как способствуют популяризации органики и забытых овощей — репы и редьки. Большой отклик на эти проекты вдохновляет нас и даёт силы идти этим сложным путём вперёд.
Сегодня «Веси» — первая и пока единственная официально органическая ферма Ленинградской области, своеобразный форпост биоземледелия на Северо-Западе России. Мы изначально взяли вектор на открытость. Почти каждые выходные нас посещают волонтёры: любой желающий может приехать и посмотреть, как у нас всё устроено, может принять участие в посадке, прополке или в сборе овощей и набраться опыта. У фермы «Веси» — ограниченный штат сотрудников: «ты, да я, да мы с тобой». Поэтому на массовые посадки, где требуется много ручного труда, мы приглашаем волонтёров. Как правило, мы всегда находим отклик!