Образовательному проекту «Научная дача» чуть больше года. Это студенческий стартап, созданный на базе Сибирского федерального университета (СФУ). Студенты и преподаватели вуза рассказывают ребятам об основах сити-фермерства, а дети не только самостоятельно пробуют выращивать микрозелень, но и изучают, как устроена гидропонная установка, какую роль в развитии растений играет свет и как правильно приготовить питательный раствор. Так у школьников появляется возможность прокачать свои знания сразу по нескольким предметам: физике, химии, ботанике, экологии.
По словам Ивана Тимофеенко, генерального директора стартапа, обучение проходит в интерактивной форме. В основе образовательного проекта — принцип STEAM-образования, модели, объединяющей естественные и гуманитарные науки, а также инженерные предметы в единую систему. Это не разовые занятия, а целый курс, посвящённый изучению современных агрономических технологий в доступной форме.
Десять наук в одном
— Первоначально ваш проект возник с целью реализации оборудования для выращивания растений в контролируемой среде. Почему его профиль поменялся на образовательный?
— Мало того, проект сменил несколько названий. Сначала «Я — сити-фермер». Но родители не понимали, что такое сити-фермерство, поэтому пришлось переименоваться в «Детскую агрошколу», а затем произошёл ребрендинг проекта в «Научную дачу».
Почему сменили не только название, но и направление деятельности? Я всегда хотел реализовать подобный проект, пусть и не для очень широкой аудитории. При этом образовательный процесс должен был быть основан не на разовых посещениях, а цикле занятий.
Перед запуском «Научной дачи» у меня уже был опыт развития образовательного проекта — интерактивный музей науки. Сейчас ему больше 10 лет. Сотрудники музея проводят открытые уроки по разным дисциплинам в наглядном интерактивном формате и обязательно с опытами. Во время таких занятий каждый школьник сам делает поделку, то есть уходит с урока не с пустыми руками.
— Какой подход вы использовали при разработке курса?
— Дети должны попробовать свои силы в разных науках, например, биологии, физике, химии, гастрономии на практике. В интерактивном формате студенты и преподаватели СФУ рассказывают ребятам об устройстве гидропонной установки, тонкостях выращивания различных культур. Мы делаем упор больше на практику, чем на сухую теорию. Ребята проводят под руководством наставников эксперименты, следят за процессом выращивания растений. Длительность занятия — два часа. Курс рассчитан на серию уроков, а не просто разовое посещение или мастер-класс.
— Чему ребята обучаются на курсах?
— Курс состоит из модулей. На примере микрозелени стараемся продемонстрировать поэтапно весь процесс выращивания растений. Но дети могут применять практические знания не только по ботанике, но и физике, гидродинамике, оптике. Мы проводим различные опыты, чтобы дети поняли, что такое световой спектр, интенсивность света и его источники. Есть занятия, которые требуют знаний по химии, например, при приготовлении питательных растворов. Мы стараемся рассказать о том, что кроме традиционных методов выращивания агрокультур существуют более экологичные. При этом все занятия проводятся на базе лаборатории СФУ, то есть дети собственными глазами могут увидеть оборудование для сити-фермы, изучить, как оно функционирует и даже собственными руками собрать самую простую гидропонную установку.
Образовательный проект должен быть самоокупаемым
— Говорят, что детей сейчас сложно чем-то заинтересовать, учитывая их насмотренность в соцсетях…
— Поэтому мы и запустили проект, чтобы доказать обратное. Важно то, в какой форме преподносится информация. Наши занятия в большой степени построены на применении практических знаний и обязательном использовании игрового формата.
— Проявляют ли интерес к проекту сити-фермеры? Привлекаете ли вы их к проведению занятий?
— Сибирский федеральный университет активно сотрудничает с сити-фермерами. На базе вуза действует программа дополнительного образования. Совместно с фермой «Местные корни» запускали проект по обучению основам вертикального земледелия. У основателей компании также большой опыт по запуску образовательных проектов. Этот образовательный курс рассчитан на начинающих сити-фермеров, которые дистанционно проходят теоретический курс, а потом — практику на базе нашего вуза. С января следующего года планируем запуск ещё одного образовательного курса для сити-фермеров. Однако если для взрослых существует достаточно различных образовательных программ, то для детской аудитории, к сожалению, такого разнообразия нет.
— Какую роль государство может сыграть в образовательных проектах по сити-фермерству для детей?
— Сейчас в России образовательные проекты могут получить господдержку. Например, наш проект стартап стал одним из участников федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки России. В мае этого года прошла презентация «Научной дачи» потенциальным инвесторам на форуме «Юновус» в Томске. После успешного завершения первого этапа — тестирования гипотез — мы получили инвестиции на дальнейшее развитие проекта.
Цель второго этапа — создать самоокупаемую бизнес-модель развивающего центра в Красноярске в течение года. Инвестором в данном случае выступила «Стартап-студия СФУ». Наша цель — масштабировать проект обучения сити-фермерству по модели франшизы.
Хотелось бы подчеркнуть, что с одной стороны «Научная дача» — это бизнес-проект, а с другой — это университетский стартап, который развивается силами научных сотрудников университета и студентов. На мой взгляд, аграрная тематика, инновационные методы ведения сельского хозяйств сегодня актуальны для Красноярского края. Тем более в нашем регионе развита индустрия общественного питания.
— Будете ли вы расширять тематику курсов, помогать ученикам реализовывать научные проекты?
— Планируем сотрудничать с региональным центром «Спутник». Мы хотим выйти на самоокупаемую модель бизнеса, которая выживет и без господдержки и иных источников финансирования. Есть идея привлекать спонсоров для реализации школьных научных проектов.