«Детскую ягодную ферму», на которой выращивают голубику, можно назвать семейно-образовательным экспериментом. Александра и Кирилл Таганцевы из Костромской области открыли семейный бизнес, полноценными участниками которого стали их дети — Максим, Алиса и Кристина.
Для фермы Таганцевы купили земельный участок в деревне Першутино, на котором высадили 7 тыс. кустов голубики высокорослой. Кроме ягодоводства семья планирует заниматься агротуризмом. И хотя прибыль для фермеров значима, но она — не на первом месте. По словам Александры Таганцевой, для родителей важнее, чтобы их дети, занимаясь сельским хозяйством, учились предпринимательству, ответственности и расширяли кругозор.
Деревенская жизнь изменила начинающих предпринимателей
— Вы позиционируете ферму как детскую — это такой маркетинговый ход или она действительно создавалась для детей?
— Она создавалась ради детей. Изначально мы не планировали зарабатывать большие деньги на выращивании голубики. Мы хотим, чтобы необычная модель бизнеса стала успешной. Дети — полноценные владельцы фермы, а мы их помощники.
— Вы с Кириллом городские жители?
— Мой муж родом из посёлка Никольское под Костромой, я из Костромы. После свадьбы переехали на родину мужа. Ферма находится в деревне Першутино, это достаточно далеко от ближайших школ и кружков. Поэтому пока мы вынуждены кочевать. Полгода живём на ферме, а потом переезжаем в Никольское, ближе к городу.
— Дети действительно вовлечены в процесс выращивания ягод или в основном только едят их?
— У нас был период, когда в квартире на подоконнике мы выращивали помидоры-черри и зелень. Когда дети немного подросли, пробовали выращивать малину и облепиху на даче. Это оказалось интереснее, потому что «результат» вкусный. Однажды знакомые предложили выращивать голубику. Эта ягодная культура несвойственна для нашей области. До того, как мы заложили плантацию, только одно хозяйство в регионе занималась производством узколистной голубики. Мы решили рискнуть, купили поле 6 гектаров, нашли торф для ягодника, высадили первые 124 куста. Дети участвуют во всех процессах, например на днях помогали разгружать и раскладывать древесную щепу по междурядьям. Максим с Алисой помогают обрезать кусты, осматривать растения, чтобы вовремя заметить вредителей или признаки болезни. Фактически с мая по сентябрь мы работаем на ферме без выходных. Мы не заставляем детей что-то делать из-под палки, навязать деревенский образ жизни. Нам, родителям, важно не только приучить их к физическому труду, но и сделать так, чтобы у детей вырабатывалась какая-то предпринимательская жилка, развивалось мышление. К нам нередко приезжают гости из аграрных вузов, дети с удовольствием подключаются к диалогу, рассказывают, как ухаживают за ягодником.
— Работа на ферме изменила детей?
— Да, я вижу изменения. Сын научился у дедушки водить трактор. Причём к технике Максим относится очень серьёзно, а не как к игре. Однажды к нам на практику приехали два студента из сельхозакадемии, и один из них был с правами тракториста. Практикант предложил перегнать трактор. Мы буквально на две минуты отвернулись, а молодые люди друг друга в ковше катают! Сын прибежал и рассказал о ЧП. После этого случая я сделала для себя вывод, что дети ведут себя более ответственно, чем иные взрослые. Кстати, капризов, связанных с деревенским образом жизни, нет. Дети спокойно относятся к выбору одежды и стали лучше понимать ценность вещей. Этим они выделяются среди сверстников.
Как из любителя-ягодовода вырасти в профессионала
— Почему вы сделали выбор в пользу голубики?
— Благодаря её вкусовым качествам и полезным свойствам. Был опыт с малиной и облепихой. Облепиху очень сложно собирать. Малина — это ягода одного дня. Чтобы сохранить её товарный вид, нужно собрать урожай в максимально короткие сроки, а для этого необходимо дополнительно нанимать рабочих. Голубика хорошо переносит транспортировку, не теряет своих свойств при разморозке. Эта ягодная культура растёт далеко не у всех дачников в нашей области, поэтому она очень востребована у покупателей.
— Насколько выгодно выращивать голубику в средней полосе России?
— В нашей области есть торфяники, поэтому торф для подкисления почвы не нужно завозить, как это делают наши коллеги из Воронежа. Но тому, кто думает, что производство плодово-ягодной культуры окупится через год, лучше этим бизнесом не заниматься, поскольку прибыли придётся ждать как минимум пять лет. Мы к этому морально готовы. У нас есть ещё один источник дохода, поэтому свой агробизнес мы развиваем за счёт собственных средств. Сельское хозяйство — высокорисковый вид деятельности. Болезни или заморозки могут уничтожить плантацию в несколько гектаров буквально за считанные дни, так что есть риск остаться без ягоды и саженцев.
— Вы обращаетесь за помощью к специалистам для ухода за ягодником?
— Мы с мужем — не агрономы, поэтому сначала наделали ошибок. Мы начали сотрудничать с преподавателем аграрного вуза в одном из соседних регионов, купили у него посадочный материал, произведённый in vitro. Когда консультант перестала выходить на связь, поняли, что что-то пошло не так, а нам нужно было строить план работ на сезон. Тогда решили искать опытных ягодоводов в питомниках. В 2021 году подали заявку на «Агростартап», получили грант на 2,8 млн рублей и приобрели 6 тыс. кустов голубики. После этого начали сотрудничать с крупным российским питомником в Воронежской области, который поддерживает связь с польскими коллегами. Сотрудник питомника приезжал к нам зимой для осмотра наших растений и объяснил, почему самая первая партия саженцев плохо плодоносила. Оказалось, растения, полученные методом in vitro, были некачественными из-за нарушений технологии. Но мы всё равно оставили часть этих растений, чтобы наглядно демонстрировать нашим гостям, что такое хорошие и плохие саженцы. Неправильно проведённая процедура микроклонального размножения привела к тому, что кусты просто «разваливаются», то есть растения не растут вверх и дают мало ягод.
С тех пор мы не экономим на консалтинге и технологиях. Когда подавали заявку на грант «Агростартапа», чтобы купить оборудование для капельного полива, сначала сделали бизнес-план на сумму почти 500 тыс. рублей. Но потом решили, что лучше один раз потратиться и приобрести оборудование у надёжного поставщика. Поэтому купили оборудование из Турции и Италии на 2 млн рублей, которое за несколько лет нас ни разу не подвело.
Из нашего опыта выращивания голубики я вынесла урок, что в России не придерживаются какой-то единой технологии выращивания этой ягодной культуры, и каждая плантация развивается методом проб и ошибок, хотя любая оплошность может стоить денег. В производстве ягод столько нюансов, что иногда и опытный ягодовод может дать неверный совет.
Сейчас большое распространение получила технология выращивания голубики в больших мешках. Это позволяет растениям жить по 10–15 лет и хорошо плодоносить. Для опыта мы посадили 50 кустов. Консультант уверял, что зимы в Костромской области достаточно холодные, поэтому саженцы погибнут из-за перемерзания корневой системы. Но на практике растения в мешках чувствуют себя даже комфортнее, чем в открытом грунте.
Нашими экспериментами на ферме заинтересовались учёные Костромской сельхозакадемии, которые предложили предоставить образцы растений для получения нового посадочного материала методом in vitro. Надеюсь, эксперимент будет успешным.
Спрос на сельский отдых вырос
— Почему решили развивать агротуризм?
— По нескольким причинам. На ферме нужно развивать ещё одно направление, которое будет приносить постоянный доход. Майские заморозки принесли ощутимые убытки ягодоводам. Во многих хозяйствах Воронежской области ягоды не будет, поэтому в лучшем случае придётся торговать саженцами. К счастью, в Костромской области период цветения начался позже, поэтому растения не пострадали от сильных холодов. Однако наша плантация ещё молода. В ожидании первого коммерческого урожая мы могли бы принимать гостей, тем более спрос на деревенский отдых сейчас большой.
Кроме того, развивать агротуризм мы намерены отчасти и ради своих детей. Хотим, чтобы они учились общаться с гостями, получали какой-то жизненный опыт. Кстати, первые посетители у нас появились ещё три года назад. Сарафанное радио постепенно увеличивает поток гостей. Например, в прошлом году у нас побывали дошколята из детского сада, который находится в соседнем селе, а также ребятишки из школы искусств. Они с удовольствием осмотрели нашу плантацию, продегустировали свежие ягоды.
Я разработала мастер-класс для детей, чтобы они попробовали выполнить разные задания по уходу за растениями в игровой форме. Лучшие получат значки и будут посвящены в фермеры. Мы хотим показать, какие профессии существуют в аграрном секторе, и что сельское хозяйство не ограничивается мотыгой и косой, а аграрий — не человек по локоть в земле. Ты можешь быть крутым IT-специалистом, и твои знания могут пригодиться и в аграрном производстве. Может быть, после визита на нашу ферму кто-то из наших юных гостей станет агрономом или механизатором.
Если для детей деревенская жизнь — это активный отдых, то взрослые, наоборот, стремятся сменить обстановку, отдохнуть от городской суеты. Многие соскучились по нормальному, живому здоровому общению. Мы готовы организовать и мастер-классы для тех, кто хочет выращивать голубику в нашем регионе, но не имеет для этого практического опыта. Поэтому планируем организовать обзорные экскурсии и для начинающих ягодоводов.
— Развивать новое направление будете за счёт собственных средств или благодаря господдержке?
— В этом году мы подали заявку на участие в федеральном конкурсном отборе Минсельхоза России по предоставлению грантов «Агротуризм». Если её одобрят, то полученные средства потратим на строительство дома-шале с просторными комнатами, удобной кухней, общей столовой, где гости смогут встречаться, общаться. Но независимо от того, получим мы деньги или нет, мы всё равно будем заниматься агротуризмом. Першутино находится в экологически чистом районе, рядом есть водоём. Так что горожан ждёт отдых на любой вкус: кто-то может попробовать свои силы на ферме, а кто-то покататься на катамаране. В 6 километрах от нашей плантации расположена лосиная ферма, в 20 минутах езды — крупнейший в России ювелирный завод, куда тоже можно приехать на экскурсию. Местные достопримечательности можно посмотреть, не отрываясь от деревенской жизни. Но она должна быть комфортной.
— На ваш взгляд, что станет основным источником прибыли: продажа ягод или экскурсии на ферму?
— У нас есть бизнес-план, мы стараемся его придерживаться. Надеемся, что треть доходов принесёт агротуризм, остальное — выручка от урожая. У нас очень много идей в плане туризма. Если это направление по-настоящему выстрелит, будем только рады. Конечно, мечтаем о собственной переработке голубики, но придётся ждать ещё несколько лет, когда плантация станет давать полноценный урожай. Хотим запустить производство джема, пастилы, причём без сахара. Также в планах расширение ассортимента культур за счёт жимолости и клубники. Когда мы планировали открытие фермы, то приняли решение, что развивать свой бизнес будем только на свои средства и благодаря помощи государства.