История возникновения компании «Казанские гидропонные системы» не похожа на то, как появились большинство российских сити-ферм. Как правило, в бизнес превращается хобби или семейное увлечение выращиванием зелени. Однако казанские предприниматели Раушан Габидуллин, Марат Бикмуллин и Антон Спиридонов начали с разработки и поставок гидропонных установок для дома, ресторанов и учебных заведений.
Немного позже появилось ещё одно направление деятельности предприятия — производство микрозелени. Раушан Габидуллин рассказал нам, почему инвесторы проявляют интерес к сити-фермерству, а число предпринимателей, желающих приобрести готовый бизнес, не уменьшается.
Производство микрозелени родилось в экспериментальной лаборатории
— Как правило, сити-фермы зарождаются как семейное предприятие. А с чего началась история вашей компании?
— Один из основателей «Казанских гидропонных систем», физик по образованию из Казани Марат Бикмуллин, загорелся идеей создания домашних ферм. Чтобы каждый смог в своей квартире выращивать зелень и салаты. Сначала появились первые прототипы установок, которые мы сейчас производим. Постепенно это стало основным направлением нашего совместного бизнеса. Предприятие изначально создавалось под производство домашних, офисных и ресторанных гидропонных автономных установок для выращивания большого ассортимента микрозелени. Естественно, наладить их выпуск без понимания тонкостей агротехники выращивания зелени было невозможно. Поэтому мы решили построить небольшую лабораторию, в которой выращивали различные зеленные культуры.
— Производство микрозелени сейчас выделено в отдельное направление?
— Я и Антон Спиридонов пришли в компанию позже, сейчас мы занимаемся в том числе развитием нашей вертикальной фермы. Из экспериментальной лаборатории она превратилась в самостоятельное направление бизнеса. Пока объём продаж микрозелени небольшой. Хотим запустить ещё одно направление — строительство сити-ферм под ключ. Первые заказы начали получать уже этим летом, например, на запуск фермы по выращиванию базилика. Выращивание микрозелени — перспективное направление, так как ёмкость рынка большая.
Россия — потенциально большой рынок для развития сити-фермерства
— Новые решения для российского рынка вертикального земледелия, автоматизации ферм появляются чуть ли не ежедневно. Вы интересуетесь этими инновациями? Насколько они интересны для рынка, можно ли их внедрять?
— Скажу больше, какие-то новинки мы покупаем и тестируем. Как правило, контроллеры, изучаем их эффективность. Приобретаем инновационные лампы, хотя и сами ведём разработки в этом направлении, приобретаем LED-светильники иностранного производства, тестируем, изучаем, как новые светодиоды влияют на рост и развитие растений. На рынке действительно появляются интересные разработки, но есть и совершенно бессмысленные вещи с точки зрения их коммерциализации. Когда я пришёл в этот бизнес, то обратил внимание, что многие отечественные решения для умных теплиц созданы на устаревшем «железе» и ПО. Россия — потенциально большой рынок для развития сити-фермерства. Во многих регионах на холодный сезон приходится до полугода, а то и больше, поэтому выращивание агропродукции в закрытых помещениях для нашей страны очень актуально. Отечественные разработки были всегда, однако не каждую из них можно выгодно продать.
— Сегодня IT-разработки, в том числе для агросектора получают грантовую поддержку. Прибегаете ли к помощи государства?
— Если есть такая возможность, почему бы ей не воспользоваться? Тем более государство смотрит в сторону российских предпринимателей. Мы подавали заявку на грант. Надеемся на сотрудничество со школами по поставкам гидропонных установок для занятий по сити-фермерству.
Спрос на качественный и полезный продукт будет расти
— За рубежом рынок вертикального земледелия испытывает кризис. Как вы оцениваете ситуацию на отечественном рынке сити-фермерства?
— Мы сотрудничаем с поставщиком оборудования для гидропоники из Москвы, столичный рынок очень динамично развивается, производители не успевают за спросом. Микрозелень, да и рынок натуральных продуктов питания растёт, и будет расти дальше. Поэтому спрос на полезный и качественный продукт станет в России только увеличиваться.
— Проявляют ли интерес к сити-фермерству инвесторы, много ли желающих приобрести готовый бизнес?
— Да, в основном это частные предприниматели. Хотя для них неясно, как продавать готовую продукцию. Самая крупная ферма, которую мы строим, — более 200 кв. м посевной площади. Кроме Татарстана сотрудничаем с предпринимателями Москвы и Санкт-Петербурга. В основном поставляем установки для ресторанов и кафе. Есть партнёры среди рестораторов и в Казани.
— На ваш взгляд, гидропонная установка станет когда-нибудь в России привычным атрибутом кафе или ресторана?
— Я не уверен, что она будет в каждом заведении общепита, поскольку рестораны приобретают их под конкретную концепцию.
— Все ваши коллеги из разных регионов говорят о проблеме с подбором специалистов. Как вы её решаете?
— С агрономами и специалистами, разбирающимися в выращивании растений, действительно большие трудности. В Казани есть сельскохозяйственная академия, мы обращались в учебное заведение. Но, к сожалению, выпускники вуза не хотят работать на сити-фермах. Я думаю, причина в том, что в вузах не обучают гидропонике, поэтому и у студентов низкий интерес к современным агротехнологиям. На нашем предприятии есть сотрудники с высшим техническим образованием. Но с агрономами — беда. В нашей стране готовят специалистов по производству овощей и зелени в открытом грунте. Но агропроизводство в закрытых помещениях сильно отличается. Поэтому обученные традиционной технологии земледелия на гидропонной ферме теряются, не понимают, как рассчитать количество удобрений для питательного раствора, как выстроить систему защиты растений.
— Пользуются ли популярностью установки для домашнего выращивания микрозелени?
— Развитие сегмента B2C пока для нас не так понятно. На сегодня число проданных домашних установок не так велико. В нашей модельной линейке есть небольшие установки — двухъярусные, которые поместятся на кухне. Спрос пока невысокий. Возможно, ценник в 35 тыс. рублей отпугивает потенциальных покупателей. Мы думаем над тем, как удешевить установку. Возможно, если планка опустится до 20 тыс. рублей, число покупателей вырастет.