люди с ментальными особенностями работают на сити-фермер
Фото: АНО «Росток Оренбуржья»

В «Зелёной мастерской» молодые люди с аутизмом осваивают профессию сити-фермера

Слушать статью

В Оренбурге запустили необычный проект, организованный АНО «Росток Оренбуржья». Молодые люди с ментальными особенностями учатся выращивать зелень, клубнику, черри на гидропонике. Экологически чистая продукция уже привлекла внимание местных рестораторов, которые заинтересованы в сотрудничестве с сити-фермой.

По словам Екатерины Костро, руководителя АНО «Росток Оренбуржья» и автора проекта, «Зелёная мастерская» — уникальный для Оренбургской области проект, который нацелен на социализацию и получение профессии для молодых людей с ментальными нарушениями, которые нередко сталкиваются с трудностями при поиске работы. Проект был реализован при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города».

Уход за растениями вырабатывает самодисциплину и ответственность

— Оказывал ли вам кто-то методическую поддержку после открытия фермы?

— К сожалению, нет. Ферма все ещё работает в тестовом режиме, мы учимся правильно смешивать питательные вещества для раствора. Поставщики гидропонной установки помогли нам с тем, как работать с оборудованием и провели мастер-класс по растворам. Часть родителей увлекается огородничеством, и понимают, в каких удобрениях растения нуждаются, это тоже помогает нам в работе. Надеюсь, выйдем на профессиональный уровень, и производство будет приносить постоянный доход. Недавно к нам в гости приезжали сотрудники крупного местного тепличного комплекса и были поражены тем, как организована работа на ферме и дали нам несколько рекомендаций.

молодые люди с ментальными нарушениями работают на сити-фермер
Учебный процесс в «Зелёной мастерской». Крайняя справа — Екатерина Костро. Фото: АНО «Росток Оренбуржья»

— Гидропонную установку приобрели за счёт грантовых средств?

— Да. Мы её запустили в августе. Очень долго не могли разобраться с оборудованием, не смогли сразу настроить автоматику. А средства удалось получить благодаря программе социальных инвестиций «Родные города» при участии компании «Газпром нефть».

— Как родилась идея приобщить к профессии с помощью ухода за растениями, через производство?

— Мои сыновья, которым был поставлен диагноз аутизм, как и большинству ребят из «Зелёной мастерской», закончили после коррекционной школы гуманитарно-технический техникум. Получили диплом по специальности «Рабочие зелёного строительства». Я убедилась, что им нравится их профессия, и, самое главное, аутисты смогли работать в коллективе. И вот тогда у меня появилась идея открыть сити-ферму, хотя многие меня отговаривали. Аргумент был один — зачем развивать навыки и учиться профессии, если потом негде будет это применять? Но опыт моих сыновей доказал обратное — они не положили диплом на полку, а работают по специальности. Значит, и ребята из «Зелёной мастерской смогут».

— А взаимодействие с растениями, ручной труд — это как-то положительно влияет на участников проекта?

— Я вам больше скажу. Для людей с ментальными нарушениями такие понятия, как достижение цели, дисциплина, целеполагание — эфемерные. Они их с трудом воспринимают. А вот на ферме они усвоили, что если каждый день методично выполнять одни и те же операции, то будет результат: растения вырастут и дадут плоды. Но для этого за ними ухаживать, иначе они погибнут. Ещё для себя я отметила, что после постоянной работы на ферме у участников проекта улучшилась самодисциплина, появилась цель в жизни. Один молодой человек в письме к Деду Морозу написал, что он хочет работать. То есть он осознал, что на ферму нужно приходить каждый день, выполнять определённые поручения и делать это нужно будет регулярно. Для нас это вроде бы звучит банально, а для человека с ментальными особенностями — большой прорыв.

Профессия сможет прокормить

— Есть ли пример проектов, подобных «Зелёной мастерской», в других регионах?

— В Ленинградской области реализуется проект по инклюзии молодых людей с ментальными особенностями. Ребята работают на приусадебном участке, но делают это они под присмотром нескольких сопровождающих. Благотворительная организация «Квартал Луи» организовал подобную площадку в Пензе, где также ребята с ментальными нарушениями живут под наблюдением кураторов и работают в теплицах. Однако работу кураторов нужно оплачивать, не всем родителям это по карману и государством не оплачивается. Но всем хочется, чтобы дети-инвалиды получили профессию, ремесло, которое их сможет в будущем прокормить.

В Самаре также существует проект по вовлечению подростков в сити-фермерство. Ребята также пробуют сами выращивать зелень в теплице. Но изучив все практики, я всё-таки выбрала гидропонику. Она меня всегда привлекала. Кроме того, не нужен грунт, к тому же многие ребята брезгливые и не все любят ковыряться в земле. А вот безгрунтовой метод выращивания их, напротив, привлекает. На сити-ферме можно получать урожай круглогодично. У нас нет своего приусадебного участка, где можно было бы выращивать овощи или зелень летом.

молодые люди с ментальными нарушениями работают на сити-фермер
Уход за растениями учит участников проекта ответственности. Фото: АНО «Росток Оренбуржья»

— Насколько ребята быстро обучились непривычной для них технологии выращивания? Как они взаимодействуют между собой, как у них это получается?

— Как ни странно, все участники проекта быстро научились и сеять семена, и ухаживать за растениями, и срезать зелень. Им интересно наблюдать за стадиями развития растений: как проклёвываются проростки, как появляются первые листики. Первым делом после прихода на ферму ребята подходят к стеллажам и смотрят, как там их подопечные.

Уход за растениями учит ответственности. За каждым закреплен какой-то свой участок работы, то есть стеллаж или какая-то культура. Дело в том, что для людей с ментальными нарушениями очень важно многократное повторение одних и тех же действий. Посадку и подкормку они освоили. Если расписать точный алгоритм действий, поставить напоминания в телефоне, то ребята справятся и без наставников. Я надеюсь, что спустя год наши ученики освоят технологию, что называется, «от и до».

— А какие вы сейчас культуры выращиваете?

— Включили в ассортимент кресс-салат, руколу, редис, укроп, горох, подсолнечник. Мы пробовали сажать разные культуры, чтобы ребята изучили циклы роста разных видов растений. После микрозелени решили потестировать клубнику. К счастью, эксперимент удался, она отцвела, теперь ждём первых ягод. Начали отрабатывать производство и рассады цветочных культур. В дальнейшем планируем её продавать на городских ярмарках.

— На какой объём производства микрозелени вы вышли и как собираетесь наладить продажи?

— Два ресторана уже готовы закупать у нас микрозелень. При этом рестораторы обнадёжили нас, что мы можем рассчитывать на долгосрочное сотрудничество, а не только в высокий сезон, когда спрос на микрозелень накануне банкетов в преддверии новогодних праздников традиционно большой.

Как проект поможет решить проблему сопровождаемого трудоустройства

— Заинтересовались ли вашей идеей в других регионах, чтобы запустить подобный проект?

— «Зелёная мастерская» вызвала широкий резонанс. К нам постоянно приходят гости из разных организаций, чтобы собственными глазами увидеть, как на ферме работают ребята. Но мне важен другой результат. Участники проекта доказали, что они способны работать в аграрной отрасли, и они справились бы с работой в большой теплице. Хотя наставник им всё равно будет нужен. На низкоквалифицированные кадры сейчас большой спрос и инвалиды отчасти могут решить эту проблему.

молодые люди с ментальными нарушениями работают на сити-фермер
Оборудование «Зелёной мастерской» было куплено на средства гранта. Фото: АНО «Росток Оренбуржья»

— Кто-то из предпринимателей заинтересовался или может быть дал обратную связь?

— Пока нет. Успешная реализация нашего проекта поможет решить другую проблему: закрепить в законодательстве понятие «сопровождаемое трудоустройство». Тогда люди с ментальными нарушениями могут работать под наблюдением наставника, труд которого будет оплачивать регион, а не работодатель. Вот тогда дело с трудоустройством людей с ограниченными возможностями сдвинется с мёртвой точки. И тогда на базе нашего АНО «Росток Оренбуржья» мы смогли бы наладить обучение и сопровождение инвалидов.

— Обращались ли к вам родители, которые тоже хотели бы привести своего ребенка на обучение сити-фермерству?

— В следующем году мы обязательно продолжать развивать наше производство микрозелени. И хотя по срокам грантовый проект уже завершён, но сити-ферма, конечно, продолжит работать, а мы планируем продолжить набор молодых людей для обучения.

Больше интересных историй:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x