Получать стабильный урожай клубники в теплице круглый год — мечта многих фермеров. Семья Дятловых из Липецкой области два года отрабатывает технологию производства сладкой ягоды методом гидропоники с использованием торфяного субстрата. Чтобы добиться результатов, семейному агростартапу пришлось поэкспериментировать с освещением в теплице, сортами, контролем климата. Но все пройденные трудности того стоили.
Уже сейчас супруги, Алексей и Марина, ежедневно собирают в своей теплице до 8 кг ягод и планируют выйти на сбор до 10 кг. Алексей Дятлов рассказал, почему фермеры стали использовать гидропонику и как планируют расширить свой бизнес.
Как семейное хобби превратилось в клубничный бизнес
— Кто стал застрельщиком в семейном бизнесе?
— Василий Лыков, отец Марины. В селе Казинка Елецкого района он стал выращивать летом на приусадебном участке саженцы садовой земляники в открытом грунте на продажу. Качество рассады и свежую ягоду оценили местные жители и дачники, поэтому продукция с его шести соток стала пользоваться спросом.
И тогда подключилась Марина, которая помогала отцу ухаживать за растениями, продавать саженцы. Поскольку во дворе частного дома была небольшая теплица, то супруга решила попробовать выращивать ягоду до новогодних праздников. И вот тут начались проблемы. Начали экспериментировать с освещением, приобрели на Алиэкспресс светодиодные лампы, затем стали подбирать сорта.
— Была ли у вас возможность проконсультироваться с более опытными агрономами или сити-фермерами?
— Всё постигали методом проб и ошибок. Судьбоносной в своём роде оказалась встреча на выставке «СитиФермер 2020» с Владиславом Тереховым — экспертом по светотехнике, автоматизации и агрономии. Совместно разработали экспериментальные светодиодные фитооблучатели, управляемые интеллектуальной системой, которая также помогает контролировать климат.
Жена первые месяцы выходила из теплицы в слезах, так как видела, что кормит растения, а они увядают на глазах. Сделали вывод, что вода для полива на гидропонике никуда не годится, поскольку содержит много извести и высокую общую минерализацию. Только в этом году установили систему очистки воды, и ситуация выправилась. Конечно, мы наделали много ошибок.
— На каких сортах остановили свой выбор?
— В первый год мы высадили восемь сортов, в этом уже пять, а на следующий год планируем остановиться на трёх сортах. Кстати, все восемь сортов показали себя хорошо в открытом грунте, но для выращивания в светокультре не все подошли. Мы остановили выбор на сортах калифорнийской и европейской селекции. Кстати, единственный ремонтантный сорт отечественный селекции «Королева Елизавета 2» мы тоже пробовали выращивать, но результаты не впечатлили. Фактически зарубежным сортам сейчас на рынке нет альтернативы. Для чистоты эксперимента высаживали растения в теплице в хаотичном порядке, на разных ярусах. И в итоге поняли, что для каждого сорта нужно найти свой «ключ». Условия развития, питание одинаковое для всех сортов, а вот саженцы реагируют по-разному.
— Поскольку вы используете импортный посадочный материал, есть ли проблемы с его покупкой и доставкой?
— Саженцы мы выращиваем самостоятельно. Маточные кусты выращиваем в открытом грунте, таким образом получаем рассаду. Их заменяем, как правило, каждые два года. Так что от санкций не зависим. Сейчас поставщики неохотно берут небольшие заказы. Во-первых, на импортный посадочный материал нужно делать предзаказ за год и делать при этом предоплату. За год может многое измениться. За маленькую партию, например, в 4–5 тыс. кустов никто не хочет браться. Выгоднее везти в Россию фуру с растениями. Конечно, небольшие заказы всё-таки доставляются, но в большинстве случаев через третьи руки, и качество рассады может оказаться низким. Иными словами маленькие партии формируются по остаточному принципу.
Турецкую продукцию пытались выдать за бренд Berrywoods
— Почему было принято решение о строительстве теплицы, а не вертикальной фермы?
— Мы не были уверены, что светильники полностью заменят природное освещение, поэтому нужна будет естественная инсоляция. Не хотелось после больших затрат вырастить недоспевшую, невкусную клубнику. Когда мы только занялись этим бизнесом, супруга пыталась продвигать ягоду в горшках. То есть вместо праздничного букета — куст со спелой клубникой. Мы даже запустили пробную партию продукции в брендированных горшках с нашим логотипом. Первые покупатели спрашивали: «А будет ли расти на подоконнике?» То есть если живое растение, не срезанное, то никто не хочет просто сорвать ягоды, а остальное выбросить. Идея, к сожалению, не зашла. Но, может быть, к реализации этого проекта мы ещё вернёмся.
Что касается теплицы, то она обустроена в соответствии с системой малообъёмной гидропоники. Небольшие короба из пластика изготавливали на заказ в Москве. Перед началом строительства пришлось пересмотреть много видео о выращивании клубники в защищённом грунте. Стеллажи, желоба сваривали сами, рассчитывали, как крепить светильники, где расположить растворный узел. При проектировании и строительстве большую часть работ делали сами «под ключ».
— Как родилось название вашего бренда, Berrywoods?
— Название пришло как-то само собой, спонтанно. Когда заходишь в теплицу, то ощущаешь себя словно в лесу. Ягода окружает вас — она в районе колен, возле груди, над головой. На наш товарный знак мы получили патент. На упаковку клеим наш логотип. В прошлом году весной произошёл любопытный случай. На рынке в Ельце, в городе, где мы живём, начали продавать турецкую ягоду под видом нашей продукции. Потом столкнулись с жалобами покупателей, что клубника невкусная. Начали разбираться, где горожане приобретали товар. Когда всё выяснилось, пришлось объяснять, что мы через посредников свою ягоду не продаём. Мы всегда находимся в непосредственном контакте с нашими покупателями. Поэтому разработали индивидуальную упаковку. Дело в том, что объём заказов у всех разный. Кондитеры просят отобрать 10–15 крупных ягод, а кому-то нужен килограмм или два. Днём собираем заказ, а уже вечером делаем доставку. То есть ягоды клиенты получают только в день сбора.
— Как удалось реализовать на практике идею круглогодичного производства клубники?
— Сбор ягоды идёт каждый день. Мы только летом делаем небольшую паузу, когда готовим теплицу к новому сезону. Перерывов практически нет. Кроме того, объём сбора получается примерно одинаковый, поэтому мы успеваем вовремя снять с куста созревшую клубнику. Удивительно, но растения как-то чувствуют друг друга, более слабые кустики подтягиваются к сильным, а сильные словно ждут, когда начнут плодоносить слабые. После февраля с нарастанием солнечной активности сроки плодоношения, как правило, выравниваются.
Постоянные покупатели ждут салатов
— Какие основные каналы сбыта вашей продукции?
— В этом году окончательно доработаем систему питания и выйдем на 10 кг ежедневного сбора. С нами уже сейчас работают 32 домашних кондитера в городе Елец. Заказы небольшие, но они регулярные, и заказчики довольны качеством. Хотя цена высокая, они уверены, что каждая ягода пойдёт в дело, и она зрелая и вкусная. Вся ягода реализуется через соцсеть, и количество заинтересованных людей с каждым днём увеличивается. Надеемся, что в ближайшей перспективе выйдем на 15 кг ежедневного сбора. Мы не ведём какую-то рекламную кампанию. О нашей ягоде узнают благодаря сарафанному радио. Часто нам звонят из соседних городов, Воронежа и Липецка. Приходится объяснять, что натуральная и полностью спелая ягода — это всё-таки скоропорт. Горожане привыкли, что импортная продукция может храниться неделями, а наша клубника — только несколько дней.
— Какое значение для развития вашего фермерского хозяйства имело участие в госпрограмме «Агростартап»?
— Первый раз мы подали заявку два года назад. За счёт господдержки удалось приобрести светильники почти на 2 млн рублей. Когда писали бизнес-план, опасались, что заявка не пройдёт отбор. Об идее выращивать клубнику круглый год в закрытом помещении рассказывали все втроем — мы с супругой и тесть. Видимо, комиссия так прониклась нашим проектом, что его реализацию одобрили.
В этом году оформили ещё один грант на строительство гидропонной фермы по производству салатов с площадью выращивания около 100 кв. метров. Помещение уже построено, начались отделочные работы. В январе-феврале планируем начать работу. На новой вертикальной ферме управление будет полностью автоматизировано, а все этапы производства можно будет отслеживать через приложение. Сейчас пытаемся то же самое сделать и на клубничной ферме, но с ягодой всё гораздо сложнее, чем с листовой зеленью. Для клубники принципиальное значение имеют влажность, определённая разница в температуре выращивания. Пока в теплице работает метеостанция, благодаря которой мы можем за определённый период сформировать графики, какая была днём/ночью влажность, температура, концентрация углекислого газа. За счёт этого легче контролировать и управлять этими параметрами. В будущем хотим фактически полностью сделать процесс выращивания автономным, человек в теплице будет только осматривать растения и собирать ягоды.
— Какой ассортимент листовой зелени намерены выращивать, и будет ли на неё спрос?
— Пока планируем выращивать руколу, базилик, разные салаты. С листовой зеленью всё-таки проще, чем с ягодой. Можно быстро изменить ассортимент, состав питательного раствора и начать выращивать хоть съедобные цветы. Что касается сбыта, то свежую зелень ждут наши постоянные заказчики. Можно организовать поставки в Воронеж и Липецк. Я не думаю, что возникнут проблемы с реализацией продукции.