Мария Луцковская
Фото из архива Марии Луцковской

«У нас важно держать марку»: как работает единственная на Камчатке ферма микрозелени

Слушать статью

Семейной сити-ферме Microgreen41 скоро исполнится шесть лет. Пока это единственный производитель микрозелени на Камчатке. Несколько раз предприятие оказывалось на грани закрытия, но, по словам основательницы сити-фермы Марии Луцковской, трудные времена помог пережить особый, камчатский, подход к бизнесу.

От хобби «для своих» к своему делу

Как вы стали сити-фермером?

— Выращивание растений было моим хобби с детства. Я родилась и выросла в Москве, на Камчатку переехала в 2010 году. Мой муж — военный, после свадьбы его перевели на полуостров. Когда мы сюда приехали, то я была в шоке от цен на продукты, которые на «большой земле» стоят копейки. У моей семьи была дача, так что свежие овощи всегда были под рукой. А на Камчатке они стоили столько, что рука не поднималась их купить.

Мария Луцковская
Фото из архива Марии Луцковской

Однажды позвонила подруга и предложила выращивать клубнику на гидропонике в пустовавшей теплице. Я впервые услышала это слово и решила в сети поискать, что же это такое. И сначала наткнулась на статьи о гидропонном выращивании зелёных кормов для лошадей и домашнего скота. До переезда на Камчатку я занималась лошадьми. От коневладельцев с полуострова узнала, что вопрос с кормами стоит очень остро. Из-за короткого лета не хватает времени на то, чтобы запасти сена, зерно стоит дорого, поскольку оно завозное с материка. Поэтому я загорелась идеей выращивать пшеницу на гидропонике. Затем взяла в руки калькулятор, посчитала затраты, и мой энтузиазм исчез — для Камчатки это нерентабельно. Решила сначала завести огород на подоконнике, выращивая проростки. К этому подтолкнули и жизненные обстоятельства.

В 2016 году в нашей семье появился ребёнок. Сын оказался аллергиком. Большая часть детского питания нам не подходила. С года ребёнок ел проростки, получая живые, натуральные витамины. Обкатав дома технологию выращивания разных культур, я решила собрать группу в мессенджере из приверженцев здорового образа жизни Камчатки. Шесть лет назад информации о микрозелени и её пользе в сети было не так много, как сейчас. И оказалось, что вегетарианцы вообще ничего не знали о проростках. Сначала наше комьюнити проводили совместные закупки семян, домашних проращивателей, а я давала мастер-классы по выращиванию микрогрина. Постепенно хобби стало бизнесом. В 2019 году я открыла ИП через Центр занятости населения. Подготовив бизнес-план, прошла конкурсный отбор и получила небольшую выплату, «подъёмные» на открытие предприятия. Суммы хватило на разработку нормативных документов, лабораторные испытания, аренду помещения. Кстати, первыми моими заказчиками стали как раз участники той группы ЗОЖ. Постепенно покупать микрозелень стали рестораны и магазины.

Многие компании переживают сейчас не самые лёгкие времена. Были ли у вас трудности в последние годы?

— Были, и не один раз. Что-то мы преодолели, какие-то неприятности, возможно, нас ещё ждут впереди. Но пока предприятие оказалось устойчивым, несмотря ни на что. Самым тяжёлым был ковидный год. Летом 2019 года супруга перевели в Калининград. Он собирался отслужить год до окончания контракта. Я осталась на Камчатке одна на ферме и с трёхлетним сыном на руках. В 2020 году объявили локдаун. На границе застряли заказанные ещё в конце 2019 года семена. Товар, естественно, был заранее оплачен, но пришёл он только четыре месяца спустя после оформления покупки. Потом приключилась ещё одна беда — рестораны закрылись. Было обидно потерять этот сегмент заказчиков. Как раз к этому времени в регионе появились хорошие заведения, и эта отрасль только начала развиваться. Спасло то, что удалось договориться с арендодателем на скидку по оплате аренды помещения, где находится сити-ферма. Помогли выжить постоянные покупатели, которые, несмотря ни на что, продолжали делать заказы. Ни о какой прибыли тогда, конечно, и речи не шло. Цель была одна — лишь бы выжить и не уйти «в минус», так как финансовой подушки безопасности у меня на тот момент не было.

набор микрозелени
Фото из архива Марии Луцковской

Вы позиционируете свою ферму как семейную. Домашние помогают в бизнесе?

— Сын вырос на ферме. Супруг, после того как уволился со службы, стал заниматься доставкой заказов. На его плечах лежат обязанности по техническому обслуживанию фермы. Регион наш маленький, численность населения всего 350  тыс. человек, и все друг друга знают. В этом специфика Камчатки. И шансов халтурить просто нет. Это в крупных городах можно расстаться с одним клиентом, и на его место придёт другой. В нашем регионе очень важно держать марку. Поэтому я стараюсь не снижать планку по качеству продукции.

— Подбор сотрудников для предприятия — трудная задача?

— У нас сложилась сплочённая команда, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Специалистов в аграрной отрасли на Камчатке не хватает. Искать дипломированного агронома, да ещё и с опытом, — занятие бесполезное. Мы подбираем персонал больше по личностным качествам, затем приходится сотрудников обучать. Но при этом я не вижу трудностей при поиске нового работника на вакантное место.

«Зелёный запой» — конкурент продуктам с «химией»

Выращивают ли овощи на полуострове в открытом грунте?

— Есть несколько крупных фермерских хозяйств, которые поставляют в магазины Камчатки сезонные овощи, в том числе капусту, картошку, корнеплоды. Так что борщевым набором мы обеспечены и достаточно неплохого качества. В последние несколько лет в регионе активно строятся тепличные комплексы. Пока на полуострове три гидропонных фермы, где выращивают салаты, пряные травы, огурцы и клубнику. Что касается микрозелени, мы на рынке пока одни.

Местные производители овощей в закрытом грунте составляют вам конкуренцию?

— Основные наши конкуренты, на мой взгляд, — это пивнушки. Сити-фермеры делают одно дело, так что вряд ли нас можно считать соперниками. Сейчас на прилавках магазинов засилье напичканных «химией» продуктов. Вот это серьёзные конкуренты.

витграсс
Фото из архива Марии Луцковской

Коктейли из витграсса с названием «Зелёный запой» — это способ отвлечь от неполезных продуктов?

— Так я назвала наш первый оздоровительный марафон. Название появилось спонтанно благодаря одной из покупательниц. Оно прижилось, получилось забавно. Участницы марафона из числа постоянных покупателей в течение месяца каждый день пили витграсс и делились своими впечатлениями в соцсетях. Пять участниц самоотверженно дошли до финала, не пропустив ни одного дня, и получили свой заслуженный приз в виде курса сока на целый месяц.

В последние два года государство помогает тепличникам Крайнего Севера субсидиями на расширение производства. Для небольших агропредприятий Камчатки предусмотрены какие-либо преференции?

— Наше предприятие не получает никаких субсидий. Более того, в декабре нам сделали предновогодний «подарок». Тариф на водоотведение вырос на 100%. А это одна из основных статей расходов. Я благодарна региональному центру «Мой бизнес», который нас поддержал пусть не финансово, но хотя бы в методическом плане. Для начинающего предпринимателя очень важна поддержка при оформлении документов, с продвижением бизнеса. Я считаю, что такая помощь даже лучше, чем финансовая. Бизнес должен быть как минимум неубыточным. И производственные процессы на предприятии нужно выстроить так, чтобы оно могло эффективно работать. Если это просто вливание денег, то их можно бесцельно потратить и закрыться.

Камчатский менталитет всегда выручает

В официальной группе в ВК вы сообщаете своим покупателям, что не поднимаете цены на свою продукцию, хотя издержки выросли сильно.

— Пока прайс не пересматривали в сторону повышения. Сохраняем положительный баланс за счёт объёма реализуемой продукции. Но каждая новая платёжка иной раз повергает в шок. Особенно турбулентным временем оказались февраль-март прошлого года. Рулон товарных этикеток на 400 штук, который мы покупали по 90–125 рублей, в одночасье подорожал до 580 рублей.

микрозелень гороха
Фото из архива Марии Луцковской

Спас особый камчатский менталитет. Местные предприниматели приспособились к ограничениям и сложностям, потому что всегда держат запас сырья побольше, а расходники и сырьё заказывают заранее. Мы не можем вести бизнес, как на материке, где сделал заказ на семена, а их привезут через несколько дней. Мы делаем запас семян по основным культурам на год. Приобретаем сразу несколько тонн и держим на складе, чтобы не зависеть от внешних факторов и кризисов. Такой подход спас предприятие. 25 февраля все свободные средства я потратила на заполнение склада всем, чем только можно. За счёт такой тактики удалось пережить нелёгкие времена.

Сейчас стратегические запасы подошли к концу, но и ситуация экономическая всё-таки стабилизировалась. Однако придётся пересмотреть цены на свою продукцию, но постараемся сделать так, чтобы это не сильно ударило по карману постоянных покупателей. Приходится на всём экономить. Например, сократили размер этикеток. Раньше на них печатали рецепты блюд с микрозеленью. А сейчас вместо них — QR-код для перехода на наш сайт, где размещён сборник с рецептами. К сокращению порции или плотности посева я не готова. История «9 яиц вместо 10 и 800 граммов гречки вместо килограмма» — не про меня.

Проблема с транспортной доставкой сильно бьёт по экономике предприятия?

— Это одна из самых больных проблем региона. В последние годы доставка работает неплохо, но периодически случаются транспортные коллапсы. В прошлом году во Владивостоке был так называемый контейнерный кризис. Не было контейнеров, чтобы отправить груз в место назначения. Какой-то период даже полки в магазинах и на рынках Камчатки опустели. А большой ассортимент свежих фруктов и овощей завозится пока из Китая. Много продуктов на пути к полуострову пропало, потому что грузы пришли с опозданием в несколько месяцев. Кроме того, вся логистика идёт через Москву, заказы расходников и оборудования приходится делать через столицу. И ждать товары нужно до 60 дней. Автосообщения с материком нет, только паром либо авиасообщение.

съедобные цветы
Фото из архива Марии Луцковской

Вы достаточно искренне общаетесь в соцсетях со своими покупателями и подробно описываете все расходы, а также из чего складывается конечная цена продукта. Для чего раскрывать подноготную экономики своего предприятия?

— Такая информация всегда воспринимается положительно. Не знаю, способствует ли моя искренность увеличению продаж. Я вижу свою миссию, как предпринимателя, в том, чтобы не только продать как можно больше своей продукции. Если бы хотела просто заработать денег, то открыла бы ещё одну пивнушку. Для меня сити-фермерство не столько про бизнес, сколько про миссию.

Мне кажется, что я, как предприниматель, должна рассказать, как строится производство. Под новостями или постами в соцсетях о повышении цен или помощи бизнесу частенько встречаются комментарии, что, мол, «барыги совсем в конец обнаглели». Я часто задавалась вопросом, почему так происходит. Наверное, люди не понимают, откуда берётся цена на продукт, товар. На Камчатке в целом сложились высокие цены, и люди периодически тоже жалуются на это. Поэтому я решила делать такие инсайдерские посты про нашу «внутреннюю кухню». Они носят больше просветительский характер. Можно, конечно, было снимать весёлые тик-токи, и они бы вирусились на каждом углу, и продажи были бы выше. Но благодаря постам об организации производства к нам покупатели другие приходят, более осознанные что ли.

Страшно, но полезно

За полтора года Камчатка стала раскрученным направлением для внутреннего туризма. Это как-то отразилось на вашем бизнесе?

— Цены на авиабилеты стали адекватные, это действительно так, причём и в сезон отпусков тоже. Что не может не радовать и местных жителей, и гостей региона. В прошлом году приток туристов заметно вырос, число заказов от рестораторов тоже увеличилось, особенно летом, когда продажи обычно падают. Активность в летний сезон заметно выросла и в сегменте HoReCa.

витграсс
Фото из архива Марии Луцковской

На упаковке с зеленью, выращенной на вашей ферме, можно найти рецепты блюд с микрогрином. Хотя бы часть из них пробовали приготовить сами?

— У каждого рецепта своя история. Часть из них придумала я, что-то присылали наши постоянные покупатели, кое-что брала из интернета. Но абсолютно всё я не перепробовала. Сложно сказать, какую роль рецепты сыграли в продвижении микрозелени… Когда только начала заниматься её выращиванием, знакомые скептически переспрашивали меня, узнав об открытии сити-фермы: «Что это такое, какая ещё трава? Займись нормальным делом!» А я настолько была вдохновлена этим продуктом, поэтому сама его включала в собственный рацион каждый день, а также в рацион моей семьи.

Но пришлось столкнуться с жестокой реальностью. Рынка потребления микрозелени на момент запуска фермы не существовало. Даже вегетарианцы не знали, что это, как это есть и зачем это нужно. Пришлось проделать колоссальную работу по популяризации этого продукта. Микрогрин, да и любая зелень вообще, должен присутствовать на столе, причём ежедневно.

Я столкнулась с тем, что мои покупатели могли купить чипсы, сухарики и спокойно это есть, не задаваясь вопросами, полезно ли это. Нас приучили потреблять дешёвую, некачественную еду из пакетиков, знаете, как домашних животных приучили к сухим кормам. Самые частые вопросы, которые задают в наших группах в соцсетях: «А мне можно каждый день есть зелень?» «Я понимаю, что это полезно, но очень страшно есть, а вдруг мне нельзя?» Это парадоксально, но это реальность.

Есть ещё один вопрос, который меня удивляет: «Мы покупаем одну пачку микрозелени, но для семьи на неделю этого много. Почему она пропадает и не хранится долго?» Вот эти вопросы лучше всего характеризуют ситуацию с питанием в целом по стране. Я даже сначала не воспринимала их всерьёз, думала, что это хейтеры. А потом поняла, что люди действительно не знают, как и зачем есть микрозелень. Поэтому рецепты — это не столько маркетинг, сколько продвижение здорового питания.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x