Агентство инноваций Москвы подготовило исследование о развитии рынка вертикального земледелия столицы. Его авторы отмечают большую ёмкость рынка зелени, в то время как почти половина поставок продукции происходит из-за рубежа.
Основная продукция столичных вертикальных ферм — это зелень премиальных сегментов, реже — клубника, овощи и грибы. На сити-фермах производится менее 10% зеленных культур, выращенных в Москве, но, по прогнозам, этот объём будет ежегодно расти на 35% в ближайшие восемь лет. Продукция вертикальных ферм в 1,5–2 раза дороже, чем в среднем по рынку, но отличается высоким качеством.
В отчёте выделяется несколько моделей бизнеса в области вертикального земледелия, которые существуют в Москве.
1. Выращивание и продажа продукции
Компания выращивает продукцию на своих фермах и поставляет ее в торговые сети, фермерские магазины, дарксторы, рестораны и т.п.
2. Строительство сити-фермы / открытие по франшизе
Компания продаёт оборудование, модули и материалы для создания сити-фермы или предлагает строительство вертикальной фермы под ключ. Как правило, предлагается несколько типовых вариантов фермы для бизнеса разных размеров и домашнего использования.
В рамках франшизы компании могут также предоставлять дополнительные услуги, связанные с поддержкой в управлении фермой и сбытом продукции.
3. Программное обеспечение как услуга (SaaS)
Компания продаёт программное обеспечение для управления вертикальными фермами. ПО содержит предустановленные программы («рецепты») для выращивания различных культур и регулярно обновляется. Программное обеспечение можно приобрести как вместе с оборудованием, так и отдельно.
Авторы исследования считают, что основным драйвером роста столичного сити-фермерства остаётся потребительский спрос — покупатели всё чаще отдают предпочтение продуктам здорового питания. Они готовы доплачивать за экологически чистые продукты с экоупаковкой, пробовать новинки, редкие культуры и сорта и предпочитают продукцию от местных производителей.