sbras.info

«Бактерии-сладкоежки» могут производить биоразлагаемые полимеры

Красноярские ученые нашли ответ на вопрос, как очистить планету от вредного пластика. Они предлагают делать биоразлагаемые полимеры из отходов сахарного производства.

Статья с описанием метода, который разработала группа исследователей из ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» и Сибирского федерального университета, была опубликована в журнале Bioengineering.

Как оказалось, бактерии Cupriavidus necator могут синтезировать биоразлагаемые полимеры. Для жизнедеятельности бактерий исследователи предлагают использовать отходы сахарного производства, такие как тростниковая или свекловичная патока. При благоприятных условиях можно рассчитывать на конвертацию 80% первоначального субстрата в конечный продукт, который в природной среде разлагается, не образуя токсичных веществ.

Процесс скармливания патоки бактериям непростой. Во-первых, ее нужно предварительно подвергнуть гидролизу, чтобы превратить сахарозу в моносахариды (глюкозу, фруктозу). Во-вторых, для избавления от вредных примесей субстрат разбавляют водой и обрабатывают пероксидом водорода. На третьем этапе бактерии подпитывают глюкозой и фосфоросодержащим соединением. Исследователи утверждают, что при введении специальных субстратов в культуру бактерий, можно синтезировать сополимеры различного состава с улучшенными свойствами.

По словам старшего научного сотрудника Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН, кандидата биологических наук Натальи Жилы, произведенные бактериями полимеры можно использовать в различных областях: от коммунального и сельского хозяйства до фармакологии и биомедицины, а недорогой источник углерода делает производство такого пластика эффективным.