Фото: pxhere.com

Деревья умеют метать молнии и очищать воздух

Как ни странно, деревья тоже способны производить во время грозы слабые электрические разряды. Как правило, они появляются на кончиках листьев. Скорость образования миниатюрных молний зависит от силы электрического поля, генерирующего разряд, и наличия воды на листьях. Визуально это выглядит как слабое свечение. Но это ещё не всё. Оказывается, молнии, испускаемые растениями, изменяют и качество воздуха.

Учёные из университета Пенсильвании (США) выяснили, что электрические разряды на разных видах листьев деревьев в лабораторных условиях генерируют экстремальные количества основного окислителя атмосферы, гидроксильного радикала (OH) и близкородственного гидропероксильного радикала (HO2). Результаты исследований были опубликованы в Journal of Geophysical Research: Atmospheres.

По мнению учёных, химические реакции, происходящие во время небольших электрических разрядов на деревьях, могут оказывать влияние на состав воздуха. Например, гидроксильный радикал способствует полному окислению в атмосфере многих атмосферных загрязнителей. Он вступает в реакцию с метаном, что способствует снижению концентрации парниковых газов в атмосфере. Однако если радикал вступит в реакцию с кислородом, то её результатом станет озон. Он защищает поверхность земли от солнечного ветра, но, с другой стороны, токсичен для человека.

Во время лабораторных исследований учёные выяснили ещё один важный факт. Во время грозы «молнии» растений испускают ультрафиолетовое излучение.

На планете в общей сложности произрастают триллионы деревьев и происходит тысячи гроз за сутки. Поэтому учёным ещё предстоит выяснить, что больше влияет на качество атмосферного воздуха Земли — грозы или молнии, испускаемые растениями.