Учёные выявили зависимость развития когнитивных способностей у детей и среды, в которой они растут. Чем больше рядом зелёных насаждений, тем лучше. Оказывается, они благотворно влияют на успеваемость и развитие умственных способностей.
Исследователи давно отметили благотворное воздействие зелёных зон города на психическое здоровье и когнитивные способности людей. Теперь были проанализированы данные более чем 7000 школьников из 21 города, которые находятся в разных штатах США. Авторов исследования интересовала взаимосвязь между воздействием зелёных насаждений и развитием мозга детей в возрасте 9–10 лет. Для этого им пришлось изучить, как менялась структура мозга подростков с течением времени. Итоги научной работы были опубликованы в журнале Biological Psychiatry.
По словам ведущего исследователя Циньян Ли, магистра наук из отделения нейровизуализации Института психологии, психиатрии и неврологии Королевского колледжа Лондона, связь развития мозга с тем, растёт ли ребёнок в «зелёном окружении» или нет, действительно определена. Причём это отражается на отдельных участках головного мозга по-разному. Учёные обнаружили косвенное влияние воздействия растений на улучшение успеваемости и умственных способностей, то есть на кору больших полушарий головного мозга.
В анализах, изучающих изменения в структуре мозга с течением времени, более интенсивное воздействие растений было связано с большим ростом общей поверхности мозга. Возраст 9–10 лет характеризуется быстрым структурным развитием мозга и повышенной восприимчивостью к влиянию окружающей среды. Ожидается, что к 2050 году около 68% населения планеты будет проживать в городах. Стремительная урбанизация сокращает возможности людей взаимодействовать с окружающей природой и растениями.
Между тем проблемы психического здоровья детей и подростков стали глобальными. В то же время урбанизация быстро меняет окружающую среду, а растений в больших городах становится всё меньше. Учёные надеются, что на результаты их исследования обратят внимание чиновники, которые ответственны за вопросы озеленения в мегаполисах. Исследователи считают крайне важным улучшить окружающую среду, в которой живут дети. Например, расширить территорию парков возле школ и жилых микрорайонов.
В окружении растений дети могут стать исследователями. По крайней мере, на такой результат надеются основатели стартапа «Научная дача» при Сибирском федеральном университете. Студенты и преподаватели обучают школьников основам гидропоники. У ребят есть возможность прокачать свои знания сразу по нескольким дисциплинам: физике, химии, биологии, ботанике.