вид из парка на высотные дома
Фото: pxhere.com

Зелёные зоны в городах защищают здоровье людей на клеточном уровне

Исследователи из университета Северной Каролины (США) установили, что зелёная растительность в городских дворах, парках и общественных местах оказывает положительное влияние на ключевой генетический маркер человека, связанный со стрессом. Однако одних зелёных насаждений недостаточно, чтобы решить экологические проблемы, свойственные большим городам, например загрязнение воздуха. Результаты исследования опубликованы в журнале Science of The Total Environment.

Под генетическими маркерами учёные имеют в виду теломеры, представляющие собой участки повторяющейся ДНК, обнаруженные на каждом конце хромосомы. Их главная роль — защита хромосом от повреждений. Однако каждый раз, когда клетка делится, теломеры внутри этих клеток становятся немного короче. Как только теломеры становятся настолько короткими, что клетка не может успешно делиться, она погибает. Это явление делает теломеры важными маркерами биологического возраста, по ним можно определить, насколько изношены клетки человека. Стресс, как и любой другой негативный фактор, может влиять на скорость деления клеток и «износ» теломер.

В своём исследовании учёные решили выяснить, как наличие большого количества растений влияет на наши клетки, и смогут ли растения в городе компенсировать загрязнение окружающей среды. Для исследования использовались данные Национального обследования состояния здоровья и питания, проведенного в 1999–2002 годах. Были изучены данные почти 8 тыс. человек, которые позволили оценить длину их теломер, определить место, где они жили, и количество зелёных насаждений по соседству. Исследователи также учли такие переменные, как образ жизни, история болезни и употребление психоактивных веществ. Кроме того, был установлен ещё ряд условий окружающей среды, которые могут повлиять на длину теломер, таких как качество воздуха.

Фото: Science of The Total Environment

Выяснилось, что чем больше зелёных насаждений было у людей по соседству, тем длиннее были их теломеры. И это не зависело от расы или экономического статуса человека. Но когда в число переменных включили загрязнение воздуха, то положительный эффект «зелёных островков» практически исчез — в то время как зелёные насаждения помогали защитить длину теломер, вред от других факторов, по-видимому, сводил эту защиту на нет.

— Зелёное пространство чрезвычайно ценно для общества, но одного этого недостаточно, чтобы преодолеть последствия экономической сегрегации, а также экологические проблемы. Это исследование подтверждает идею о том, что создание зелёного пространства в сообществе важно, но для нас не менее важно — или даже более важно — устранять вред окружающей среде, — говорит соавтор исследования профессор Аарон Хипп.

Ещё об экологии больших городов: