Фото: Gettyimages

Российские химики синтезировали противогрибковые препараты из растительного сырья

В Казанском федеральном университете получили шесть новых соединений на основе терпеноидов — биологически активных веществ растительного происхождения. Результаты исследования опубликованы в журнале Biomolecular Chemistry.

Учёные смогли усилить противомикозное и антибактериальное действие терпеноидов, присоединив к их молекулам азольные группы. Эксперименты на клеточных моделях доказали эффективность новых соединений. Они способны разрушать липидные мембраны клеток, а также встраиваться в клеточные мембраны, что свидетельствует об их способности проникать в грибковые клетки и уничтожать их. На основе полученных соединений в будущем можно будет создать лекарство, которое станет бороться одновременно с болезнетворными бактериями и грибками.

— Использование таких соединений в дальнейшем позволит создать биосовместимые противогрибковые препараты на основе природного сырья и продуктов его переработки. Это поможет снизить стоимость лекарств и уменьшить экологические риски, связанные с накоплением в биосфере неразлагаемых синтетических аналогов, — говорит кандидат химических наук Алан Ахмедов.

Грибковые заболевания сегодня распространяются всё шире, представляя угрозу для населения планеты. При этом растёт резистентность грибковых возбудителей к терапии. По мнению исследователей, новое лекарство будет уничтожать опасные штаммы быстрее, и при этом возбудители не будут приобретать устойчивость к препарату.

Международная группа учёных в ходе исследования пришла к выводу, что грибы могут снижать артериальное давление и облегчать течение гипертонической болезни. Включение в свой рацион грибов можно использовать в качестве профилактической меры, но при этом не отказываться от терапии антигипертензивными препаратами.