Китайские и американские учёные проанализировали 305 образцов шпината и нашли 2 гена, которые ответственны за образование высоких концентраций щавелевой кислоты в листьях — она может привести к образованию камней в почках. Результатами работы поделился Корнелльский университет.
Иногда при употреблении шпината на зубах остаётся неприятная шероховатая или слегка меловая плёнка — она вызвана высоким содержанием оксалатов (или щавелевой кислоты) в растении. Сама по себе эта плёнка безвредна, но воздействие оксалатов на этом не заканчивается.
Считается, что оксалаты препятствует усвоению минералов — они связываются с ними прежде, чем их усвоит организм. У некоторых людей почки не выводят оксалаты с прикреплёнными к ним минералами, поэтому они накапливаются и образуют камни. Если бы не этот обидный момент, шпинат был бы идеальным растением, ведь его листья — настоящий кладезь витаминов, фитонутриентов и сапонинов.
Очевидно, что механизм образования оксалатов заложен в генетику шпината. В прошлом году задачу по поиску генов, ответственных за этот механизм, взялась решить большая команда учёных из американских и китайских университетов. 13 декабря 2021 года результаты их исследования были опубликованы в авторитетном научном журнале Nature.
Авторы определили и проанализировали нуклеотидную последовательность в геномах 295 образцах культурного и 10 образах дикого шпината. По итогу они обнаружили 2 гена, кодирующих переносчики металлов и ионов металлов, которые потенциально могут регулировать содержание оксалатов в растении.
«Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы понять их полную функцию, модуляция этих генов для снижения содержания оксалатов может помочь расширить рынок сортами, которые лучше подходят для здоровья человека», — отметила пресс-служба Корнелльского университета, который принимал участие в исследовании.
Помимо этого исследователи подтвердили роль генов семейства NBR-LRR в устойчивости шпината к мучнистой росе, а также обнаружили новый участок генома, который кодирует фермент, обеспечивающий физический барьер шпината при инвазии патогена.
«Если вы сможете «сложить» устойчивые к заболеваниям варианты генов в одну разновидность, вы получите лучшую устойчивость, чем только с одним вариантом гена», — объяснил значимость исследования Чжанцзюнь Фей, сотрудник Корнелльского университета.