деревья бонсай в саду
Фото из архива Сергея Размахнина

Японский акцент: как искусство бонсай превращает деревья в шедевры

Слушать статью

В Японии выращивание миниатюрных деревьев — бонсай — превратилось в настоящее искусство, а его секреты передаются от учителя к ученику. Несмотря на совершенно другой, отличный от классического садоводства, подход к выращиванию растений, бонсай всё-таки пустил корни в России, а желающих овладеть его секретами становится всё больше.

Сергей Размахнин в саду с деревьями бонсай
Сергей Размахнин. Фото из личного архива

Сад Сергея Размахнина из Новосибирска украшают более 160 экземпляров хвойных растений. Правда, сам он настоящим украшением считает 30 деревьев бонсай. За опытом Сергея с интересом наблюдают подписчики его канала в Телеграм. Мы узнали у Сергея, с чего началось его увлечение, считает ли он свой сад по-настоящему японским, и попросили поделиться советами по уходу за миниатюрными деревцами.

Сосна по имени Юлия

— Как появилось первое дерево, положившее начало вашей коллекции?

— Увлечение садом началось с обычной горной сосны, которую мне подарили на день рождения. Это сосна живёт в моём саду пять лет, её имя Юлия — в честь человека, подарившего саженец. Кстати, в моём саду у некоторых деревьев есть имена. Постепенно моя коллекция увеличивалась. Сейчас в ней насчитывается более 160 экземпляров разных сортов и видов хвойников, я изначально ставил себе цель собрать большую коллекцию. А искусство бонсай пришлось как нельзя кстати, поскольку места в саду становилось всё меньше и меньше. Именно из сада первые деревья бонсай перекочевали в плошки.

Я не могу назвать свой сад японским, он у меня с японским акцентом. Я уверен, что настоящий японский сад может быть только в Японии. Одна из причин — растения из Страны восходящего солнца не будут расти у нас из-за разницы в климатических условиях, хотя конечно, можно подобрать похожие растения. Кроме того, японский сад — это особая философия. Для настоящего японского сада важно не количество растений, а поиск красоты и смыслов в пустоте, окружающей растение или камень. Но для меня это скучновато.

бонсай в саду
Фото из архива Сергея Размахнина

— Вам удалось наблюдать, как работают настоящие японские мастера бонсай?

— Только по роликам в Youtube. В Японии совершенно другой подход к обучению этому искусству. Если ты идёшь подмастерьем к учителю, то словно попадаешь в рабство на пять-шесть лет. Первые годы тебя вообще могут не допустить к деревьям, поручая только самую простую работу. Потом разрешают подавать инструменты мастеру, на следующем этапе — ухаживать за растениями, например, поливать их. И только затем тебе позволяют работу с самым простым деревом, где требуется минимальные манипуляции. Весь процесс обучения может занять время, равное обучению в вузе. Соответственно сертификат, полученный таким мастером, будет высоко цениться.

Мой учитель — Андрей Дарусенков, основатель мастерской бонсай и ниваки. Ежегодно он набирает на свои курсы учеников, число его выпускников — более сотни человек. Я постигал азы техники бонсай с помощью его онлайн-уроков и ездил к нему в Подмосковье на практические занятия. Секрет искусства бонсай не только в умении правильно организовать питание растений и их полив, нужно знать и понимать тонкости их биологии: как пересаживать, правильно формировать дерево и так далее. Получив базовые знания, старался применить их к собственным растениям — к сожалению, не всегда удачно, некоторые их них не пережили манипуляций.

Некоторые сами создают проблемы растениям

— Какие принципы вы используете при уходе за садом?

— Я не поливаю свои деревья вёдрами по несколько раз в неделю и практически не удобряю растения. Индикатором полива в моём саду служит садовая ромашка. Она достаточно засухоустойчивая и очень долго может справиться без полива. Если вижу, что цветы повесили головки, то растения действительно нуждаются в поливе. В некоторых случаях достаточно провести дождевание по кроне в течение получаса. Если появились определенные признаки того, что не хватает микроэлементов, например, желтеет хвоя, то тогда можно точечно подкормить или проверить на вредителей. В любом случае, надо сначала найти причину, а потом вводить подкормки или обработки. Я сторонник применения агрохимикатов в зависимости от состояния растений. Корневая система в естественных условиях расходится в стороны в поисках воды и питательных веществ. Даже у огромных елей и сосен поверхностная корневая система. Если мы регулярно льём воду под корень или используем капельный полив, то способствуем деградации корневой системы. Кроме того, в постоянно увлажнённом поверхностном слое почвы разрастаются сорняки, и это отличная среда для размножения грибных инфекций.

бонсай в саду
Фото из архива Сергея Размахнина

— Как вы справляетесь с вредителями или болезнями растений?

— Одного созерцания, тут, конечно, недостаточно. Однако вредители на здоровые деревья не нападают, их цель — ослабленные растения. Другое дело, если насекомые сильно расплодились и действительно угрожают деревьям в саду. Иногда, кстати, их размножению способствует сам человек. У нас любят делать топиарные стрижки кустарников и деревьев, особенно это касается туй. Внутри кроны становится тепло и сухо, а это прекрасная среда для размножения вредителей. Зато красиво. Вот в этом случае есть смысл делать профилактические обработки. Однажды в одной из елей я обнаружил паутинных клещей. Проредил крону, вредителю стало некомфортно, и он исчез. Подчеркну, что я не сторонник отмены химии в борьбе с вредителями и болезнями. Я за рациональный подход к применению агрохимикатов. Многие садоводы слишком любят профилактические обработки, хотя это не всегда оправданно и ведёт к уничтожению полезной биофлоры.

— Подходит ли такой метод и для плодоносящего сада?

— Кроме декоративной части сада с японским акцентом, у меня есть ещё и обычный огород с теплицей, где растут томаты, огурцы и овощи из борщевого набора. При выращивании овощей я придерживаюсь тех же методов, и без урожая мы не остаёмся. 

сад в японском стиле
Фото из архива Сергея Размахнина

Бонсай становится семейной реликвией

— Какие основные принципы лежат в основе искусства бонсай?

— Бонсай в переводе с японского — «дерево в плошке». Причём в субстрате, где почти нет органики, только немного торфа. Из-за ограниченности ресурсов дерево замедляет свой рост, у него уменьшаются листья или хвоя. Первые несколько лет уходят на формирование внешнего вида растения, его структуры. Существует десять канонических стилей бонсай. В зависимости от того, какой стиль выбрал мастер, формируется дерево. А потом нужно просто поддерживать эту форму и корректировать крону. Самый главный нюанс — пересадка дерева. Мы привыкли к тому, что по мере роста растений в горшках их пересаживают в ёмкость большего размера. В бонсае всё по-другому: растение не пересаживают в большую ёмкость, а производят подрезку его корней. За счёт этого омолаживается само дерево. В Японии есть деревья бонсай, которым более тысячи лет. А растения возрастом 200–300 лет — вообще часто встречающиеся экземпляры. Допустим, первые 50 лет дерево росло в горах. Затем его выкопали, посадили в горшок, начали формировать, и оно передаётся в семье по наследству. При этом есть растения, которые живут в природе не более 100 лет. А благодаря методам ухода, которые применяются в искусстве бонсай, продлевается их жизнь, так как обрезаются корни, прореживается крона, то есть уход лучше, чем в естественных условиях. В нашем климате самые сложные манипуляции с деревом лучше проводить весной, поскольку с осени растения накапливают большой запас жизненных сил, чтобы потом пробудиться после зимы. Вот в этот момент можно пересадить дерево с уменьшением корневой системы или сильно обрезать крону — и это будет максимально безболезненно. Мои деревья бонсай, как и большая часть сада, это хвойные растения, они максимально неприхотливы и имеют более медленные темпы роста, в отличие от лиственных. 

бонсай в саду
Фото из архива Сергея Размахнина

— Получается, что дерево бонсай может пережить своего мастера?

— Чаще всего так и происходит. На создание красиво сформированного дерева уходят годы, а первые результаты можно увидеть только через пару лет. Некоторые мастера говорят, что бонсай продлевает жизнь, так как хочется увидеть, как твоё творение будет расти дальше. Возможно, это одна из причин японского долголетия. Но иногда растения даже при должном уходе, без повреждения вредителями просто умирают, и тогда весь твой труд напрасен. Одно время в бонсай часто использовали можжевельник обыкновенный. Он был очень популярен, поскольку красиво смотрится, и очень распространен и у нас, и в Европе. Но сейчас многие мастера от него отказались — дерево может без видимых причин погибнуть даже от каких-то минимальных манипуляций. В бонсай важно правильно подобрать исходный материал — это уже половина успеха.

— Есть такая пословица: «Человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына». А что должен сделать мастер бонсай?

— Основная философия бонсай заключается в создании образа старого дерева. Задача мастера — передать образ дерева, которому сотни лет, которое росло в трудных условиях гор, подвергалось воздействию сил природы, лесных пожаров или камнепадов. Поэтому на многих деревьях бонсай есть мёртвая древесина или мёртвые ветки.

За редкими экземплярами идёт охота

— В вашей коллекции все деревья карликовых сортов?

— Скорее, наоборот. Большая часть моих деревьев — это обычные ели, сосны и можжевельники. Некоторые растения в моей коллекции могут вырасти до 8–15 метров, если их не стричь и не формировать. Но бывают и исключения. Например, кедр карликовый, который «вымахал» аж до 80 сантиметров в высоту и заложил в этом году первые шишки. Саженцы я купил в Томском питомнике, где занимаются селекцией кедровых сосен — от обычных кедров-великанов по 40 метров в высоту до карликовых сортов, которые в 10-летнем возрасте не выше 20 сантиметров. С посадочным материалом хвойных видов деревьев сейчас возникли проблемы. После введения санкций их перестали ввозить в Россию в том же объёме, что раньше. Ассортимент в садовых центрах везде примерно одинаковый. Новые сорта попадаются редко, поскольку большинство питомников находятся в Европе.

сад в японском стиле
Фото из архива Сергея Размахнина

— Какая ситуация с селекцией хвойных растений в России?

— В европейской части России ассортимент достаточно широкий. Посадочный материал всё равно попадает в нашу страну окольными путями. Но вот до Сибири доезжают не все интересные экземпляры. Иногда их приходится заказывать в южных регионах. В местных садовых центрах очень скудный выбор: несколько видов туй, елей, горные сосны и можжевельники. Кроме того, саженцы-крупномеры сильно подорожали. Получается парадоксальная ситуация: сибиряки покупают хвойники в Ростовской области, Краснодарском крае. В нашем регионе есть тепличные комплексы, которые занимаются выращиванием цветов, но всего пара питомников, которые занимаются производством саженцев хвойников. Как ни странно, но к нам ничего не привозят из китайских питомников, хотя там тоже развита селекция хвойных видов растений, и климатические условия на севере Китая не сильно отличаются от климата Новосибирской области. Не знаю, с чем это связано, может, они сами закупают материал в других странах.

— Приобретаете ли что-то у коллекционеров?

— Есть энтузиасты, которые занимаются черенкованием, прививками коллекционных растений. Проблема в том, что на каждый редкий экземпляр очередь на год вперёд. Частники не могут поставить на поток выращивание посадочного материала и всю страну обеспечить им тоже не могут.

бонсай в саду
Фото из архива Сергея Размахнина

— Тем не менее, во многих городах стало модно высаживать туи или можжевельник в скверах или парках.

— Следуя этой логике, все сибирские города должны быть засажены соснами и елями, но проблема в том, что на загазованных территориях они плохо приживаются. В прошлом году я был в Омске. Мне очень понравилась идея администрации города посадить ивы шаровидные, которые сами формируют крону в виде шара, поэтому их не нужно часто обрезать. Они прекрасно смотрятся и зимой, и летом.

К сожалению, проблемы с озеленением в городах часто возникают из-за недостатка специалистов или их недостаточной квалификации. Я иногда консультирую владельцев приусадебных участков и тоже иной раз сталкиваюсь с некомпетентностью. Многие люди считают, что дерево достаточно воткнуть в землю, и оно уже будет красивым. Посмотрели картинки в интернете и думают, что так само будет. А потом звонят с вопросом: «А почему туя, или ель, или сосна стала такая огромная и не выглядит, как на картинке? Мы теперь не знаем, что с ней делать». Однажды меня пригласили на консультацию — погибли нескольких взрослых елей высотой 8 метров. После расспросов выяснилось, что хозяин травил под ними гербицидами одуванчики, у него не сложился пазл в голове, что от его действий ели и погибли.

Сад возвращает душевное равновесие

— Работа в саду, взаимодействие с растениями значительно улучшают здоровье человека, что доказывают научные исследования. Вы согласны с выводами учёных?

— Можно выделить два типа людей в садоводстве: первые могут посадить растения, и они растут сами по себе, без особых усилий — трава по колено, да и ладно. А вторые не уходят из сада, не избавившись от последней сорной травинки. Я считаю, мы переносим свои жизненные установки на отношение к растениям. Кому-то нужно всё держать под контролем, а кто-то пускает всё на самотёк. И да, я согласен с исследователями: сад помогает снять стресс, и неважно, что ты выращиваешь, картошку или кедр.

сад в японском стиле
Фото из архива Сергея Размахнина

— Какой своей композицией бонсай вы особенно гордитесь?

— Все деревья-бонсай для меня словно дети. Мне трудно выделить какое-то одно. Даже мои самые первые деревья, страшные и неправильно сформированные, стоят на почётных местах и показывают мне мой путь в бонсай. Есть работы, которые я не показываю в своём телеграмм-канале, поскольку они не завершены. Для многих бонсай становится набором агротехнических приёмов, а это всё-таки искусство, как создание картины или скульптуры. Только вместо кисти, холста или камня — живое дерево.

— Насколько глубокие корни искусство бонсай пустило в России?

— Есть сообщества в интернете, такие как канал «Студии бонсай» на Youtube и в Телеграм, посвящённые мастерству выращивания деревьев бонсай, которые насчитывают 30 тысяч подписчиков. Есть ресурсы моего учителя Андрея Дарусенкова и других мастеров. У нас людей, готовых учиться этому мастерству, много, а вот мастеров, готовых учить, можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие бонсаисты — закрытые люди, которые творят что-то для себя и не показывают миру. В Новосибирском ботаническом саду есть свой сад бонсай. Его создавали на протяжении многих лет, и мастер уже немолод. Что будет с его деревьями через 20 лет?

Я сам пока не готов к тому, чтобы обучать людей этому искусству. Надо ещё пару лет практики, набить руку, так сказать. Может быть, на следующий год получится взять на практические занятия тех, кто прошёл базовый курс у моего учителя, людей из Новосибирска или соседних городов. В планах через пару лет провести выставку своих работ, может, смогу привлечь других мастеров. Я считаю, что мастера должны делиться своим опытом, пусть за деньги, но это позволит воспитать не только мастеров бонсай, но привить людям культуру выращивания красивых деревьев у себя в садах, поскольку принципы формирования деревьев бонсай легко можно перенести на сад, даже на плодовые деревья.

Больше интересных историй:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x