Алексей Полищук
Фото из личного архива Алексея Полищука

Калининградская сити-ферма пускает корни в Москве

Слушать статью

Фермерское хозяйство Алексея Полищука из Калининградской области было создано четыре года назад. Сейчас сити-ферма в посёлке Озерки стала основным производителем салатов в регионе. На фоне падающего спроса на продукцию фермер решил выйти на рынок микрозелени в Москве.

Гидропоника поможет московскому метро расцвести

Как удалось пройти путь от небольшого агростартапа до крупного фермерского хозяйства с посевной площадью в 1000 кв. метров?

— Десять лет назад на одном из городских рынков в Литве я увидел микрозелень подсолнуха. В Калининградской области на тот момент такого продукта в продаже ещё не было. Мне стало любопытно, я купил, попробовал и начала выращивать для себя. Но от первой идеи открыть собственную ферму до её воплощения в жизнь прошло несколько лет. До её запуска в 2019 году некоторое время жил в Лондоне, научился там выращивать съедобные цветы, а вернувшись в Калининград, завалил рестораны настурцией и виолой.

салатный микс
Фото из личного архива Алексея Полищука

Собственно говоря, я вернулся на родину ради участия в конкурсе стартапов для запуска собственного бизнеса. В результате стал победителем регионального конкурса, получил 1 млн рублей на обучение и кучу бизнес-контактов в придачу, а также грант в 3 млн рублей, который был предоставлен по госпрограмме «Агростартап». В посёлке Озерки приобрёл здание для фермы и начал его обустраивать. На старте продаж случился коронавирус. 2020 год был тяжёлым для меня. Пришлось полностью переформатировать бизнес, поскольку раньше ориентировался на сегмент HoReCa, поэтому большую часть ассортимента составляла рукола. Из-за пандемии мы вынуждены были переориентироваться на простых покупателей и торговые сети, стали выращивать бэби-лиф. Сейчас наше хозяйство стало основным производителем салатов в регионе.

Насколько ценным для вас оказался европейский опыт?

— В Калининграде сейчас работают пять компаний по производству микрогрина, а в Англии — только две. Вот вам и специфика российского сити-фермерства. Самая популярная вертикальная ферма в столице Великобритании — Undeground Farm, которая находится на заброшенной станции метро. Кстати, вот этот опыт размещения гидропонной фермы в такой необычной локации был бы полезен для нашей страны. Я думал о проекте по озеленению московской подземки. Для сити-фермы нужна определённая температура и проветриваемое помещение. В метро для этого идеальные условия. Можно было бы вдоль стен установить каркасы, где росли бы живые цветы на гидропонике. При этом расход электроэнергии был бы небольшой, а визуальный эффект — впечатляющим. Представляете, спускаетесь по эскалатору вниз, а там вместо холодного камня, сырости — цветочная оранжерея и запах цветов. Это могло бы перевернуть мироощущение москвичей, поскольку жители столицы много времени проводят в метро. Такой проект нужен, и он способен самоокупиться. Зимой растения можно выращивать в подземке, а затем их черенковать и высаживать в грунт, в цветники. Получается такое круглогодичное производство. Представительство Калининградской области в Москве готово было помочь в реализации такого некоммерческого проекта, депутаты Мосгордумы также ознакомились с этой идеей. Надеюсь, удастся воплотить её в жизнь.

Вы участвовали в конкурсе AgroTechChallenge в Дубае — расскажите, как это было?

— Он проходит второй год. Все компании со всего мира могут подать заявки. Состязание проходит в несколько этапов. Мы дошли до финала, попали в 300 лучших вертикальных ферм. Из этого числа жюри потом отберёт 10 участников. Представители 10 компаний должны приехать в Дубай. Но победителей будет всего три. Они получат несколько миллионов долларов на запуск собственного проекта в ОАЭ.

К конкурсу допускаются только работающие на рынке агростартапы, поэтому нужно предоставить свои финансовые показатели — объём продаж, прибыль, выручка. Далее жюри оценивает видеопрезентацию вашего проекта. Следующий этап — собеседование по видео-конференц-связи. В десятку финалистов российские компании не попали, но мы испытаем удачу на будущий год.

У ритейлеров есть спрос на уникальные региональные бренды

Вследствие географической близости к Европе есть ли разница в потреблении зелени в Калининградской области и других регионах?

— Регионы сильно отличаются по объёму производства зелени. Например, в Архангельске его нет вообще. В магазинах нет руколы, салатных смесей, можно найти только латук. В Калининграде выбор больше, поскольку традиционно был развит импорт из Италии, Польши, следовательно, культура потребления зелени уже давно сложилась. Хочу отметить, что она очень важна не только для развития вертикального земледелия, но и для формирования принципов здорового питания. Например, в Мексике остро стоит вопрос с ожирением. Поэтому на каждой упаковке с салатом в этой стране вы обязательно увидите маркировку, что человек должен в сутки потреблять одну порцию салата.

салат
Фото из личного архива Алексея Полищука

Какие вы видите точки роста для своего бизнеса в этом году?

— В Калининграде нет руколы, её либо привозят, но она изначально плохого качества из-за долгой доставки. Местная рукола выглядит неэстетично и она невкусная. Технология выращивания этой культуры на гидропонике давно обкатана. Проблема в расширении производства. Такая ситуация кажется мне странной, поскольку в нашем регионе достаточно больших производств зеленных и овощных культур в защищённом грунте.

Вы стремитесь расширить производство или ассортимент?

— Пока речь идёт о производстве. В этом году открываем в Москве новую ферму. Планируем подписать контракт с сетями на поставку с «Бристолем» и «Пятёрочкой», пока на рассмотрении наше предложение у «Вкусвилла». Многие сети требуют, чтобы производство непосредственно находилось в Москве. Мы уговариваем торговые сети взять на полку нашу продукцию, поскольку на неё будет спрос. Многие ритейлеры сейчас ищут что-то уникальное, необычное среди региональных брендов, чтобы отличаться в плане ассортимента от своих конкурентов. Планируем выпускать готовые салаты из нескольких видов микрозелени, возможно, в наборе будет соус и различные топинги. Фактически это будет готовое блюдо.

«Голь на выдумки хитра» как принцип ведения бизнеса

Что делать с падающим покупательским спросом?

— Я всегда радовался, что выращиваю салатные культуры, это продукция премиум-сегмента, предназначена для людей с высоким уровнем дохода. По экономической теории во время кризиса в доходах теряет средний класс. Покупатели с маленьким доходом как покупали гречку и макароны, так и будут их покупать. К сожалению, в учебниках по экономике ничего не говорится о том, что люди с высоким уровнем дохода могут просто массово мигрировать. Я это почувствовал на себе. Продажи в ресторанах в прошлом году упали в три раза. У меня небольшая ферма, поэтому мы можем наладить продажи и за пределами Калининграда.

сити-ферма
Фото из личного архива Алексея Полищука

Получается, что на расширении производства в отдалённых или дотационных регионах можно поставить крест?

— Нужно следить за общей экономической ситуацией в стране. Трудно расти быстрее рынка, если вся экономика падает и население в целом беднеет. В столице мы запускаем производство недорого продукта, но оно уникально для сетей в том смысле, что раньше ничего подобного на полке не было. И сити-фермерство даёт шанс продавать продукцию для среднего класса и людей с небольшим доходом. Возьмём ту же микрозелень. В каких-то регионах она представлена как какой-то эксклюзив и продвигается только как украшение блюд в ресторанах, соответственно реализуется с большой наценкой. На самом деле у неё маленькая себестоимость. Но если сильно нарастить объём продаж, тогда она будет стоить не как рукола, 250 рублей за 100 граммов, а ниже 100 рублей. Возможно, когда на салаты придётся поднять цены, то на смену им придут горох, подсолнечник по гораздо демократичной стоимости.

А не слишком ли это опасный путь — снижать цены на продукт при постоянном росте издержек?

— Да, затраты увеличиваются. Весной прошлого года сильно подорожала упаковка. Но рынок отыграл своё. В Калининграде построили завод по производству тары, так что крафтовыми коробочками мы обеспечены. Ощутимо повысились цены на удобрения. Но на себестоимость нашей продукции гораздо больше влияют стоимость электричества и размер фонда оплаты труда. Что касается семян, то их будет сложно импортозаместить. Об этом разговоры ведутся давно, но мало что делается в этом направлении. В сити-фермерстве семян нужно немного, особенно при выращивании салатных культур. Так что в крайнем случае придётся слетать в Италию. За одну поездку можно привезти семян на два года вперёд. Но я надеюсь, производители зелени всё-таки найдут выход из положения, если вдруг поставки семян совсем прекратятся из стран Европы. Хотя новость об их возможном дефиците уже вызвала небольшую панику на рынке. Недавно я разговаривал с одним из поставщиков из Москвы, который сообщил, что несколько российских предприятий скупили запас семян дайкона. Когда в Россию приедет следующая партия, пока неизвестно.

На мой взгляд, в перспективе ближайших нескольких лет мы столкнёмся с дефицитом электронных компонентов. Особенно этот вопрос станет актуальным, когда оборудование начнёт выходить из строя. И ещё большой проблемой для отрасли будет технологическое отставание. Российские сити-фермеры с большой долей вероятности не смогут больше заказывать и приобретать новое оборудование за рубежом.

микрозелень подсолнечника
Фото из личного архива Алексея Полищука

Какую роль может сыграть программа господдержки для производителей зелени?

— В первую очередь гранты помогают расширить производство. Участие в госпрограмме «Агростартап» стало для моего фермерского хозяйства хорошим стартом в бизнесе. Мы планируем воспользоваться господдержкой через год для увеличения производства. Хотя часть прибыли всегда вкладывали в своё развитие. Но коронавирус и экономические проблемы прошлого года, конечно, существенно повысили затраты. Хотя, когда есть рынок сбыта, но нет острой конкуренции, можно развиваться, даже не имея большой финансовой подушки безопасности. Например, бэби-лиф начали массово выращивать два года назад, в разгар пандемии. Но мы придумали ноу-хау, как сделать это на 30% дешевле. Это наше главное преимущество на рынке. Очевидный плюс небольшой фермы — мобильность. Нам проще перестроить ассортимент, обкатать новую технологию выращивания. Производства с большой посевной площадью в этом смысле неповоротливы, им труднее перекраивать свою экономику под новый ассортимент продукции.

Насколько востребована в России интеграция сити-фермерства с другими видами бизнеса, например, общепитом, ритейлом?

— Если говорить о торговых сетях, то гидропонная установка в ТЦ — это просто маркетинговый ход. Люди всё равно будут покупать зелень в другом месте. Оборот и проходимость гипермаркета несравнимы с небольшим розничным магазином — придётся рядом теплицу строить. В России нет смысла заманивать клиента зеленью, которая растёт на красивой установочке. К тому же покупательская способность не на таком высоком уровне, чтобы предлагать салат, срезанный минуту назад. На мой взгляд, такой способ продвижения точно не будет актуален в ближайшие пять лет. Гидропоника и рестораторы — это история больше про художника. Собственное выращивание микрозелени скорее вдохновит шеф-повара на разработку новых блюд. Сейчас нет проблем с поставками такой продукции. Я не вижу смысла в приобретении оборудования ради экономии на зелени. Тогда руколу проще заменить укропом или петрушкой.

Более интересное направление — установка гидропонных ферм в школах, поскольку сейчас действует программа Минобразования и под это выделяются средства из бюджета. Этим шансом, кстати, воспользовались компании, которые занимаются производством ферм «под ключ». Потому что это более простой способ продаж оборудования, предлагать технологию и оборудование — намного сложнее.

В России могут появиться в ближайшие несколько лет полностью автоматизированные фермы?

— Конкурентное преимущество нашей страны — низкая оплата труда. Однако это палка о двух концах. Наша ферма пока не автоматизирована, всё делают человеческие руки. Есть только таймер, который включает свет. Кстати, я знаю, что руколу на некоторых сити-фермах сажают с помощью аппарата-шприца, собранного из конструктора Лего. «Голь на выдумки хитра» — это тоже один из основополагающих принципов ведения российского бизнеса. Если можно что-то сделать своими руками и сэкономить при этом — от такой возможности сложно отказаться. Хотя это неправильно. Нужно покупать технологии, но только по разумной цене.

Мы планируем если не полностью, то автоматизировать основные этапы производства на ферме. Будет интересно, насколько увеличится после этого урожайность. Может быть, лучше построить две фермы без автоматики и нарастить производство в два раза, чем вложить в цифровизацию 10 млн рублей, а на выходе получить прибавку в 10%?

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x