Крым можно назвать раем для любителей зелени. В магазинах и на рынках она круглогодично, причём местная, свежая, что называется — с грядки на прилавок. Сити-ферма KINZAZA, расположенная в центре Севастополя, заняла свою нишу на рынке и успешно конкурирует с другими производителями.
Основательницы предприятия Елена Покрыш и Ирина Будачёва считают, что их продукция отличается особым качеством. Ирина Будачёва рассказала нам, почему именно метод вертикального земледелия позволяет обеспечивать стабильный вкус и объёмы поставок.
Летняя жара — беда для крымских производителей зелени
— Почему вы открыли сити-ферму в регионе, где природные условия позволяют почти круглый год выращивать зелень в теплице или открытом грунте?
— В открытом грунте постоянно требуется обработка от вредителей. Меня больше всего смущает именно этот аспект. Мы выращиваем зелень и съедобные цветы без применения агрохимикатов.
— Как местоположение региона влияет на логистику?
— Мы зависим от поставок «с материка». Материалы и оборудование получаются дороже в закупке из-за дорогой транспортировки. Поэтому обязательно держим двухмесячный запас комплектующих и семян.
— Можно ли сказать, что себестоимость выращивания зелени на полуострове ниже, чем в центральной полосе России?
— Наша специфика в том, что летом мы тратим больше электроэнергии на охлаждение помещения. В этом году в июле-августе стояла 40-градусная жара. Пришлось ставить дополнительный кондиционер, так как на ферме температура поднялась до 30 градусов. Растения начали болеть, мы были вынуждены избавиться от части урожая. А вот для производителей открытого грунта сухая и жаркая погода стала катастрофой. В середине июля в полях начал гнить айсберг. Из-за недостатка влаги у салатов испортился вкус. Поэтому в разгар сезона, когда на прилавках должно быть много качественной продукции, на рынках продавали салаты с горьким привкусом.
Крымчане более избалованы зеленью, чем жители центральной России
— Насколько развито в Крыму производство свежей зелени?
— Климат в Крыму намного мягче, чем в большинстве регионов России, поэтому можно установить теплицу, на отопление которой будет уходить гораздо меньше средств. Сильные морозы зимой у нас бывают крайне редко, а если и устанавливается холодная погода, то не больше, чем на неделю. Кроме того, количество солнечных дней в Крыму гораздо больше. На полуострове есть тепличные хозяйства, которые выращивают огурцы и помидоры на гидропонике. Хочу отметить, что характерная черта нашего региона — круглогодичное присутствие зелени на рынках и в магазинах местных сетей. Причем её ассортимент гораздо шире, чем в регионах средней полосы. Обычно в рознице у нас представлено как минимум 15 видов салатов. Сортовой салат можно купить за 500 рублей за килограмм. Так что мы в этом плане более избалованы, чем среднестатистический житель России.
— Получается, в Крыму объём потребления зелени больше, чем в среднем в других регионах?
— Зелени, действительно, в Крыму едят много. Есть гурманы, предпочитающие только шпинат или кинзу. Но многие покупатели не задумываются о том, кто и как вырастил продукцию, через сколько рук она прошла до того, как появилась на прилавке. А салат это такой продукт, в котором микроэлементы распадаются быстро. Кроме того, на полуострове зелень в основном выращивают личные подсобные хозяйства. Такую продукцию трудно проконтролировать на содержание агрохимикатов, проследить её путь до прилавка. На мой взгляд, в Крыму культура потребления зелени только развивается, как и в целом по России. Если проходят ярмарки местной продукции, то мы вместе с Еленой, мои деловым партнёром, стоим за прилавком и занимаемся просветительской деятельностью.
Продажи для общепита — творческий процесс
— На какой сегмент вы больше нацелены: HoReCa или розничные сети?
— Сейчас больше ориентируемся на HoReCa, но наша продукция есть и на продуктовом рынке Севастополя. Однако ассортимент для этих двух сегментов отличается. Я большой приверженец зелени, люблю листовую капусту, кейл и считаю, что этот полезный продукт нужно продвигать по разным каналам продаж. Листовые овощи содержат много клетчатки, это достаточно сытные продукты и полезные. Сейчас мы выращиваем три вида мангольда, щавель, пак-чой, горчицу, руколу, айсберг и другие виды листовых салатов. Смеси этих видов зелени получаются очень разные по вкусу. Мы специально подобрали линейку салатов в зависимости от вкусовых качеств, чтобы покупатель смог приобрести микс зелени и приготовить его, просто приправив маслом, не добавляя помидоры или огурцы.
— В чём специфика работы с HoReCa и розницей, на ваш взгляд?
— Для ресторанов мы поставляем в основном съедобные цветы для украшения блюд. Шефы любят экспериментировать. Зелень для них — это инструмент, который может добавить остроты, изюминку, новую эстетику блюдам. Поэтому мы включаемся в этот творческий процесс и тестируем по их заказу новые виды культур. А отработав технологию, увеличиваем производство. Наша сити-ферма не продаёт срезы микрозелени — это моя принципиальная позиция. Только в гроубоксах. Срезанная микрозелень некрасиво выглядит на тарелке и теряет свою питательную ценность.
— Какую господдержку получила ваша сити-ферма?
— Мы получили грант «Лёгкий старт» от регионального Минэкономразвития на сумму в 300 тыс. рублей. За счёт этих средств приобрели лампы и другое оборудование.
— А как развивается продвижение продукции в сетях?
— Вы знаете, всё ещё приходится сталкиваться с предубеждением, что гидропоника — это «яд, химия, которая неполезна». Хотя очевидно, что выращивание в контролируемой среде без агрохимикатов имеет гораздо больше преимуществ, чем в открытом грунте.