«Ферма зелени» открылась в Костроме три года назад. Иван Метёлкин, её основатель, мечтает о расширении бизнеса, чтобы продавать свои продукты в торговых сетях. Сити-фермер не отказался бы от помощи инвестора, но всё же рассчитывает на собственные силы.
Главное — отработать технологию
— Как вы стали владельцем сити-фермы?
— Моя профессия никак не связана с сельским хозяйством. Я работал в офисе, наёмным сотрудником. Но идея о прогрессивном растениеводстве, собственном бизнесе меня, что называется, захватила. Я понял, что вертикальное земледелие имеет огромный потенциал. Эта технология позволяет выращивать в закрытом помещении любые растения. Я несколько раз побывал на выставке «СитиФермер», увидел стенд с микрозеленью, пообщался с производителями. Ниша показалась выгодной, а главное, неосвоенной в родном городе. Поэтому нашёл помещение, оформил договор аренды, сделал ремонт, поставил стеллажи. Моя ферма небольшая, всего 60 кв. метров. Поэтому каждый сантиметр площади на счету, помещение почти целиком занято стеллажами, до потолка.
— С чего вы начинали и что растёт на «Ферме зелени» сейчас?
— Когда только открыл предприятие, то советовался с крупными производителями листовой зелени: что лучше продаётся в сегменте общепита и для физических лиц. Сначала в планах было выращивать салатную линию, что-нибудь экзотическое для средней полосы России, а не банальную петрушку или базилик. Но потом понял, что важнее отработать технологию и постепенно расширять ассортимент. Сейчас основу продаж составляют рукола, горох, подсолнечник, кинза, различные виды редисов. На ферме выращиваю около 20 культур, а также съедобные цветы. В дальнейшем планирую сотрудничать с фармкомпаниями и запустить производство лекарственных растений.
Спрос на микрозелень держится даже летом
— Где вы находите своих покупателей?
— Год назад большую часть продукции продавал в основном через соцсети. Именно на этот формат я первоначально делал ставку. Однако из-за запрета пользования некоторыми платформами продажи онлайн просели. Поэтому вырос объём поставок для общепита. Число обычных покупателей, «физиков», тоже растёт, хотя и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.
В этом году буду использовать наружную рекламу — билборды, планирую запустить рекламную кампанию на радио. Затем просчитаю эффективность каждого из перечисленных способов продаж.
— Есть ли в Костроме своя специфика продажи микрозелени?
— Когда я только начинал, в Костроме о том, что микрозелень можно и нужно употреблять в пищу, знали только шеф-повара нескольких топовых ресторанов. Это были те специалисты, которые постоянно учатся новому, повышают квалификацию, в том числе и за рубежом. Они-то и стали моими первыми заказчиками. Сейчас о здоровом питании, в том числе и о пользе микрозелени, знают уже гораздо больше горожан, что меня очень радует. Когда я начал писать в соцсетях о том, что в Костроме появилась сити-ферма, некоторые сами откликнулись, сразу сделали подписку и придерживаются такого формата покупки до сих пор. Не так давно в продаже появился витграсс, пользу напитка постоянные покупатели уже оценили, на него есть постоянный спрос.
Отмечу, что в Костроме хорошо развивается туризм. Так что летом, когда у большинства моих коллег не сезон, у меня, наоборот, наступает самая горячая пора. Существенно вырастают заказы для ресторанов. В этом, возможно, специфика реализации и потребления зелени в моём регионе.
Гранты не для каждого
— Помогает ли вам кто-нибудь на ферме или всё держится на ваших плечах?
— После открытия сити-фермы стал искать единомышленников в соседних областях в тематических чатах. Среди тех, с кем больше общался, нашёлся будущий компаньон. Вместе подобрали помещение для аренды, отремонтировали его. После запуска проработали около двух лет. Но затем решили расстаться. Сейчас всё — производство, продвижение, продажа — держится в основном на моих плечах. Пока у меня нет постоянных сотрудников в штате. Только в экстренных случаях, когда очень много заказов, нанимаю персонал на подработку. Конечно, если производство вырастет, то тогда без постоянного работника я уже не обойдусь.
— Легко ли найти инвестора таким небольшим сити-фермерам?
— Приходилось работать на двух работах, чтобы накопить денег на запуск фермы. Сейчас предприятие крепко стоит на ногах. Но на развитие производства большую сумму пока не удаётся накопить.
Что касается возможностей получить финансовую поддержку, то при правительстве Костромской области есть центр по микрокредитованию малого бизнеса, где можно оформить заём под 2–3% годовых. Это один из путей решения вопроса с недостатком средств. В нашем регионе, к сожалению, я не могу получить грант на развитие производства по проекту «Агростартап», хотя в соседних областях мои коллеги часто пользуются такой мерой господдержки. Не подхожу под условия программы — так мне объяснили в областном минсельхозе. Увы, но такая практика сложилась именно в нашем регионе. Есть программа поддержки молодых предпринимателей до 25 лет, предусматривающая получение на развитие своего бизнеса до 1 млн рублей. Но мне не позволяет в ней участвовать ценовой ценз. На мой взгляд, лучше вести поиски инвесторов, людей, которые будут вкладываться в вертикальное земледелие. А пока приходится рассчитывать на собственные силы.
— Как вы оцениваете динамику покупательского спроса?
— Я вижу только рост. Потенциально возможно расширить производство за счёт увеличения поставок зелени ритейлерам. Но с сетевиками сложно работать, хотя я пробовал начать сотрудничество. Слишком много хлопот, а прибыли мало. Микрозелень — скоропортящийся продукт и пока мало раскрученный среди населения, в этом главная причина, почему сетевики не хотят пока брать на реализацию листовую зелень у сити-фермеров. Нужны существенные вложения в рекламу и популяризацию своей продукции.