шпинат
Фото: pxhere.com

Биоудобрения улучшают качество шпината, выращенного на гидропонике

Учёные из университета Чукурова (Турция) провели исследование результатов частичной замены минеральных удобрений биоудобрениями на основе полезных бактерий, микоризы и микроводорослей при выращивании шпината. Результаты работы опубликованы в журнале Agronomy.

Биоудобрения обладают важными свойствами для развития листовых овощей: фиксации атмосферного азота, синтеза различных фитогормонов и ферментов. Для этих целей в основном используются бактерии, микоризные грибы, микро- или макроводоросли и биогумусы. Например, бактерии Pseudomonas, Bacillus, Rhizobium и Burkholderia способны превращать в растворимые органические фосфаты с помощью вырабатываемых ими органических кислот и неорганические с помощью ферментов фосфатазы. Бактерии в корневой зоне растения поддерживают усвоение питательных веществ и вырабатывают антибиотики и индолуксусную кислоту, которые способствуют развитию растений.

Фото: mdpi.com

Микоризные грибы растворяют минералы, включая азот и фосфор, с помощью ферментов и транспортируют их к корневой системе. Известно, что микориза не только поддерживает растение в плане усвоения питательных веществ, но и выделяет некоторые ферменты и гормоны, стимулирующие рост растений.

Изменив питание шпината, учёные проанализировали параметры роста и развития листьев, накопления нитратов в молодом шпинате. Урожайность растений оказалась ниже, чем при применении только минеральных удобрений, однако биоудобрения улучшили качество шпината.

Наибольшее содержание общего фенола, витамина С, общего количества растворимых сухих веществ, фосфора и железа было получено при использовании микоризы.

Бактерии индуцировали самое низкое содержание нитратов в листьях шпината, в то время как 100% минеральных удобрений показали самую высокую концентрацию нитратов. Также бактерии обеспечивали самый высокий уровень SPAD-хлорофилла.

Применение микроводорослей Chlorella vulgaris обеспечило наибольшее количество калия, кальция, магния, цинка и марганца.

По мнению учёных, результаты исследования продемонстрировали, что использование биоудобрений может сократить на 50% применение минеральных удобрений. Кроме того, новый подход к питанию молодых растений шпината позволяет увеличить содержание полезных соединений в зелени.

Будет интересно: