синие цветы растут в лесу

Британские ученые пригласили людей на виртуальную прогулку по лесу. Ради науки, разумеется

Идея о том, что высокое биоразнообразие окружающей среды снижает стресс и делает человека более удовлетворенным жизнью, не нова. Но при исследованиях далеко не всегда удается проследить связь между уровнем видового богатства и размером его положительного эффекта. Новое исследование группы ученых с кафедры ландшафтной архитектуры университета Шеффилда (Великобритания) и Колледжа здравоохранения, психологии и социальной защиты университета Дерби (Великобритания) связало психологическое благополучие не с фактическим разнообразием видов, а с воспринимаемым человеком.

Для эксперимента ученые подготовили три видеоролика. Сначала они записали кусочек реального леса. Во второй вариант они внедрили 60 растений четырех видов. А в третий, иллюстрирующий самое большое биоразнообразие — 60 других растений, 21 из которых были цветами.

кадры из видеоролика о прогулке по лесу
Фото: journals.plos.org

В исследование участие приняли 372 человека, которых разделили на четыре группы:

• I (контрольная) — смотрела видео с растениями, которые росли в лесу изначально;
  • II — видела лес с добавленными четырьмя видами растений со звуковым фоном шума ветра;
  • III — смотрела ролик с самым большим биоразнообразием со звуковым фоном шума ветра;
  • IV — смотрела ролик с самым большим биоразнообразием, на который наложили звуки пения птиц и шума воды.

Перед просмотром видео людей заставляли понервничать, включая им пожарную сирену. В ходе исследования участники несколько раз проходили тестирование для оценки эмоций: до звучания сирены, после сирены и после просмотра видео. Также в конце они оценивали увиденную природу и описывали, что именно заметили на видео.

При анализе полученных данных ученые отметили, что уровень негативных эмоций повышался после сирены и снижался после просмотра видео из леса. И, вполне закономерно, что положительные эмоции после сирены снижались, а после видеороликов — усиливались.

Но главное — авторы исследования обнаружили, что чем более разнообразной окружающая среда казалась участникам, тем лучший эффект на них оказывал просмотр видео. Больше всего положительных эмоций от просмотра получили люди, которые заметили цветы. А негативные эмоции сильнее ослабли у участников, обративших внимание на звуки ветра и пение птиц.

Больше интересных исследований: