эвглена под микроскопом

Съедобные микроводоросли предпочитают томатный сок

Группа исследователей из Токийского университета провела серию экспериментов, чтобы найти экономичный способ выращивания пресноводной микроводоросли эвглены (Euglena gracilis) в больших количествах. Для этого они использовали несколько вариантов питательных сред. Результаты исследования опубликованы в журнале Sustainable Food Technology.

Пресноводная зелёная микроводоросль эвглена синтезирует ряд биологически активных веществ, которые используются в качестве сырья для функциональных продуктов питания, косметики и биотоплива. Особый тип бета-1,3-глюкана под названием парамилон, также содержащийся в эвглене, может уменьшать симптомы атопического дерматита, гриппа и артрита. Всё это, в сочетании с достаточно высоким темпом роста, делает эвглену пригодной для массового культивирования. Однако существующие методы производства микроводоросли для пищевых целей довольно сложны. В основном для её выращивания используется среда Корена–Хатнера, в которую входят 26 химических веществ.

За 8 дней в ёмкости с томатным соком с добавками витаминов (слева) наблюдается рост эвглены (справа), сравнимый с тем, что происходит при использовании традиционной среды Корена–Хатнера. Фото: Токийский университет

Учёные использовали в качестве питательной среды для выращивания эвглены ряд напитков, включая овощные и фруктовые соки и даже вино. Оказалось, что больше всего по вкусу эвглене пришёлся томатный сок — при культивировании в нём клеточная плотность эвглены достигла того же уровня, как и в среде Корена–Хатнера. Этот метод может снизить затраты при производстве пищевых продуктов из эвглены.