Не только изменение климата и агрохимикаты угрожают опылителям. Опасность представляют и различные заболевания. Например, американский гнилец — инфекционное заболевание расплода медоносных пчел, вызываемое спорообразующей бактерией пенибациллюс ларве (Paenibacillus larve) — наносит огромный ущерб пасекам.
Источником инфекции являются больные и погибшие от американского гнильца личинки, зараженный мёд, перга и соты, инвентарь, оборудование, одежда и даже руки пчеловода. Переносчиками болезни являются рабочие пчёлы, трутни и пчёлы-воровки. А её споры нельзя увидеть невооруженным глазом, но они могут оставаться жизнеспособными более полувека.
Зараженные ульи обычно обрабатывают антибиотиками. Они контролируют симптомы заболевания, но не уничтожают его споры. Поэтому, чтобы спасти соседние колонии от заражения, пчеловоды часто уничтожают инфицированные ульи. Но для этого нужно вовремя обнаружить вспышку заболевания.
Оказалось, что эту работу с лёгкостью могут взять на себя собаки. Они определяют инфекцию по запаху. Доцент Ветеринарного колледжа Вирджинии и Мэриленда (США) Майкл Наппьер объяснил эту собачью суперспособность:
— У них в носу до 300 миллионов обонятельных рецепторов, по сравнению с всего лишь примерно 6 миллионами у нас. Часть их мозга, отвечающая за интерпретацию запахов, примерно в 40 раз больше нашей.
Департамент сельского хозяйства Мэриленда (США) держит в штате штатную «пчелиную собаку» с 1982 года. Четвероногие сотрудники бесплатно проверяют коммерческие и любительские пасеки штата на наличие «коричневой гадости». Сейчас эту должность занимает лабрадор Мак. Руководитель Мака, главный инспектор по пасекам Департамента сельского хозяйства Мэриленда Сибил Престон рассказала:
— Он невероятно эффективен — за три недели Мак осмотрел более 1600 пчелиных семей, которые отправлялись в Калифорнию для опыления миндаля. И он точен — во время полевых испытаний он правильно определил 100% зараженных ульев. Без него нам потребовался бы год, чтобы обработать такое количество семей.
А вот история первой австралийской пасечной собаки — лабрадора База, вступившего в профессию в 2013 году. Его владелец Джош Кеннетт вспоминает:
— Я понял, что Баз может учуять болезнь и спасти тысячи пчёл. Но он не любил находиться рядом с ними, когда его жалили.