Фото: сайт Томского государственного университета

Томские ученые будут регулировать урожайность без изменений генома растений

Ученые Биологического института Томского государственного университета изучают особенности регуляции синтеза вторичных метаболитов самых популярных овощных культур: огурца и картофеля, а также ряда лекарственных растений.

Вторичные метаболиты играют огромную роль в развитии растений, поскольку защищают их от вредителей и патогенов, участвуют в размножении, обеспечивают взаимодействие растений между собой. Для человека вторичные метаболиты растений имеют другую ценность. Это источник полезных соединений, которые используют в фармакологии, пищевой отрасли и парфюмерно-косметической промышленности.

Изучение уровня вторичных метаболитов в сельскохозяйственных культурах позволит опосредованно повысить качество продуктов питания, усилить лекарственные свойства растений, а также открыть их новые свойства. В исследованиях ряда ученых уже доказано, что, например, огурец может иметь интерес для фармакологической промышленности. Экстракты из его листьев обладают противораковой активностью в отношении некоторых видов злокачественных опухолей. Кроме этого, выявлены антиоксидантные, антимикробные, антидиабетические, противоязвенные свойства.

Биологи Томского государственного университета на основе собственных исследований сделали новые открытия. Оказывается, фитогормоны (брассиностероиды, мелатонин) и селен участвуют в регуляции роста и вторичного метаболизма в клетках лекарственного растения горькуши (Saussurea orgaadayi). Оно обладает антитоксическим, иммуномодулирующим и противовоспалительным действием, активизирует обменные процессы.

Изучение самого процесса образования вторичных метаболитов позволит в дальнейшем ученым настраивать его под нужды человека. Например, подключать ряд микроэлементов для ускорения их выработки. В перспективе это путь к направленной модификации генома.

— Пока мы обходимся без изменений генома растений, — поясняет руководитель проекта Ирина Головацкая. — В начале пути мы ищем места переключения в метаболизме флавоноидов (многие из которых — растительные пигменты) с помощью фитогормонов. Нас интересует, чем отличаются или схожи пути синтеза вторичных метаболитов в разных растительных моделях. Например, какие группы флавоноидов образуются в ответ на действие регулятора роста внешнего происхождения, его величины и природы, какой ростовой ответ растений или клеточной культуры за этим последует. При этом будут использоваться естественные адаптивные возможности клеток культуры или растений пока без ломки генома.

Результаты исследований биологов Томского госуниверситета будут способствовать созданию экологически чистых и высокопродуктивных линий сельскохозяйственных культур, а также лекарственных растений с повышенным содержанием биологически активных веществ.