На лабораторном столе стоит микроскоп, реторты и пробирки

Учёные раскрыли лекарственный потенциал трёх видов трав

Многие виды растений имеют целебные свойства, но далеко не все они известны людям. Чтобы расширить базу знаний и увеличить экономическую выгоду от производства и использовать природные ресурсы наиболее рационально, учёные из нескольких российских организаций провели совместные исследования.

При помощи тандемной масс-спектрометрии они изучили рейнутрию, люцерну и периллу — широко распространённые на территории России травы, и определили в их составе 194 химических соединения, более 50 из которых были выявлены впервые. Самым ценным открытием во всех исследуемых видах стали полифенолы — вещества, обладающие противовоспалительными, противораковыми, противовирусными, антибактериальными и антиоксидантными свойствами.

Например, производные 4-гидроксикумарина, обнаруженного в экстракте семян периллы, являются натуральными антикоагулянтами, то есть препятствуют образованию тромбов. А формононетин, обнаруженный в рейнутрии, используется для профилактики ожирения, рака и деменции. В трёх сортах люцерны (Сарга, Находка и Деметра) обнаружили астрагалин, который останавливает рост опухолей, защищает и восстанавливает клетки, балансирует уровень глюкозы в крови и стимулирует сердечную деятельность.

Исследования провели Передовая инженерная школа «Агробиотек» Томского госуниверситета, Всероссийский институт генетических ресурсов растений (ВИР), Передовая инженерная школа ДВФУ, Сахалинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН.