Фото: telegrafi.com

Учёные выяснили причину суперспособности мимозы мгновенно складывать листья

Предметом изучения японских учёных из Сайтамского университета стала мимоза стыдливая (Mimosa pudica). Её листья способны быстро двигаться в ответ на прикосновения или повреждения.

До сих пор механизм этой реакции не был изучен. Исследователи из Японии приблизились к разгадке этого явления. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Ранее уже было известно, что причиной быстрых движений мимозы были электрические импульсы — потенциалы действия. Сейчас же учёные из Сайтамского университета установили, что в этом процессе значимую роль играют ионы кальция. Оказалось, что при повреждении листа потенциал действия и изменение концентрации Ca2+ распространялись с одинаковыми скоростями и проходили через место записи в одно и то же время. Обработка листьев мимозы специальными реагентами, которые захватывали ионы кальция, останавливала импульс к движению растения в ответ на прикосновения. Этот эксперимент подтвердил догадку о том, что ионы кальция — это своего рода пусковой механизм, приводящий листья в движение.

Создав трансгенную Mimosa pudica, которая была лишена возможности шевелить листьями, учёные убедились в том, что движения листьев — это механизм их защиты от повреждений, поскольку травоядных насекомых больше привлекало неподвижное растение.