По мнению экспертов компании «Интерагро», органическое производство овощей может стать одним из драйверов роста российского экспорта продукции АПК. По данным на конец 2022 года, потенциал поставок органической продукции на внешний рынок оценивался в 3,7 млрд рублей. Самым перспективным направлением станут страны Ближнего Востока и Китай. Аналитики ожидают роста потребления органических продуктов питания и российскими потребителями.
Компания «Интерагро» подготовила исследование об отечественном рынке производства овощей защищённого грунта. По мнению экспертов, потенциал роста этого сегмента российского овощеводства достигает 20,5 млн т, это почти на 35% выше показателей 2022 года.
В прошлом году отрасль продолжила наращивать производственные мощности. Больше всего посевных площадей под овощными культурами появилось в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах. В текущем году расширение производства в тепличных комплексах ожидается в европейской части России.
Однако активный рост отрасли и насыщение рынка за счёт внутреннего производства приводят к постепенной потере его инвестиционной привлекательности. Производители, понимая возможные рыночные риски, активнее принимают решения о дифференциации или перепрофилировании бизнеса.
Развитие производства овощей защищённого грунта тормозит и падение доходов населения. Если в 2021 году среднедушевое потребление овощей в России составляло 104 кг (это на 35% меньше рекомендованной Минздравом нормы), то по итогам 2022 года оно может снизиться на 5%, до 99 кг. Но с восстановлением роста реальных доходов населения в 2023 и в 2024 годах потребление овощей вернётся к уровню 2021 года.