фермеры работают в клубничной теплице
Фото из архива Артёма Одинцова

Интервью: как создать клубничную ферму на Сахалине и добиться успеха

Слушать статью

Бренд «Клубника от Наташи» хорошо знают на Сахалине. Клубничную ферму 15 лет назад основала Наталья Одинцова. Потом семейным бизнесом стал руководить её сын, Артём Одинцов. За время, прошедшее с момента основания хозяйства, площадь посадок выросла в несколько раз.

Мы поговорили с Артёмом и узнали, что в прошлом году на ферме собрали 62 тонны сладкой клубники — это самый большой урожай за Уралом. Сейчас фермер мечтает поднять планку до 100 тонн и перейти на круглогодичное производство ягод.

фермер Артём Одинцов
Артём Одинцов. Фото из личного архива

Семейный бизнес вырос до промышленных масштабов

— Сейчас название вашей фермы знают во всём регионе. А с чего началась её история?

— Создала наш семейный бизнес моя мама, Наталья Одинцова. Она всегда мечтала выращивать клубнику, хотя до этого сельским хозяйством не занималась. Нас во многом вытянул мамин предпринимательский талант. В 1990-е годы она обратилась в Министерство сельского хозяйства с идеей выращивания спаржи, её поддержали и выделили 7 гектаров земли в селе Старорусском. Но спаржа не «зашла», и на участке решили выращивать картошку. Это было сложно, но вполне успешно! Но в 2000 году мама решила взять паузу в сельском хозяйстве, а спустя 9 лет на семейном совете было принято решение стать ягодоводами.

Когда приехали на поле, то увидели сорняки по колено, а посередине — болото. В первый год мы высадили 10 тысяч кустов клубники. Урожая почти не было. На второй год на кустиках появились ягоды, а на третий нам вообще ничего не удалось собрать, поскольку растения не обработали от вредителей. Вместо покупателей клубнику съел, в буквальном смысле этого слова, долгоносик. Кто занимается фермерством, тот должен быть готов к таким потерям. В позапрошлом году стояла очень жаркая погода, мы понадеялись, что это сдержит вредителей, поэтому сделали меньше обработок, чем было нужно. А потом поплатились за свою беспечность урожаем, который в очередной раз уничтожили вредители. Поэтому я с большим скепсисом отношусь к идее выращивать ягоду эко-методами, без применения агрохимикатов в открытом грунте. Это возможно только на дачном участке, но не в промышленных масштабах.

клубника в лотке на фоне клубничных грядок
Вот такая клубника растёт на семейной ферме. Фото из архива Артёма Одинцова

— Вы первыми в регионе начали производство ягоды?

— Скажу больше, мы попали в зарождающийся тренд. Тогда, в конце нулевых, промышленного производства клубники в нашей стране вообще не было. Были лишь небольшие частные хозяйства на юге России. Прошло 15 лет, а количество ягодоводческих, в том числе и клубничных, ферм выросло в разы. Сейчас многие пытаются заниматься ягодоводством. А те, кто в этом бизнесе «варятся» уже не один год, стремятся перейти от открытого грунта к производству в закрытом.

— На первый взгляд кажется, что климат Сахалина и клубника — это две несовместимые вещи…

— А вы знали, что в Италии ягоды выращивают в феврале, потому что потом наступает жара, а клубника не любит высокую температуру? На Сахалине летом почти идеальные климатическое условия для производства ягоды, хотя есть свои нюансы. У нас очень влажно. Даже в самые жаркие дни роса может держаться по 10 часов. А когда растения мокрые, возрастает риск развития болезней и нашествия вредителей. Кроме того, влажные ягоды нельзя собирать, иначе урожай «потечёт». Но недостатки погоды можно сгладить с помощью агротехники. Хотя мы и находимся на окраине страны, мы стараемся применять самые передовые технологии и оборудование. Купили современную австрийскую метеостанцию, таких всего несколько на острове, используем специальные компьютеризированные опрыскиватели для теплиц. Такой комплект оборудования в России есть только у нас и ещё на одной клубничной ферме.

На самом деле, развивать этот бизнес мешают не капризы погоды, а нехватка агрономов, отсутствие наработанного опыта, информации. Нас консультирует грамотный специалист, с опытом выращивания ягоды в защищённом грунте. Но на ферме должен быть постоянный агроном. К счастью, нам удалось переманить с материка профи, которая работала в столичном парке Зарядье. Анастасия путешествовала с коллегами на остров Кунашир, а оттуда случайно попала на наш остров. Узнав о нашей ферме, агроном удивилась, что на Сахалине выращивают клубнику. А получив предложение о работе, приняла его.

клубника растёт в теплице на ферме
На ферме выбирают такие сорта клубники, которые способны выдерживать различные погодные условия. Фото из архива Артёма Одинцова

Продажи ягоды перевели в цифру

— Сейчас вы планируете переход на круглогодичное производство ягод?

— Мы к этому шли несколько лет. Сейчас теплицы занимают 0,5 гектара. Проектированием занимался я сам. Сначала скопировал японские, а потом сделал что-то годное для условий Сахалина. К сожалению, цены на металл повышались быстрее, чем происходили мои расчёты и реализовывались планы. В 2015 году стоимость оцинкованной стали доходила до 60 тысяч рублей за тонну, а сейчас она стоит 150 тысяч.

Несколько лет назад мы приобрели специальные газовые обогреватели и метановые газгольдеры для подогрева теплиц, а сами парники переоборудовали для обогрева и защиты от снега. Эксперимент показал хорошие результаты: урожай собирали до начала декабря, так что у сахалинцев был шанс приобрести свежую ягоду к новогоднему столу. Ушло три года на решение бюрократических вопросов с подключением к газовой сети. К счастью, помогли в администрации Южно-Сахалинска. Отмечу, что природный газ используется для нашего автопарка. Транспорт на экологичном топливе ежедневно доставляет свежую клубнику горожанам прямо с полей. В ближайшее время мы планируем расширить географию поставок, включив Корсаков, Холмск, Невельск и другие города области.

вид на клубничную ферму на Сахалине с воздуха
А ещё здесь очень красивые места. Фото из архива Артёма Одинцова

Но построить теплицы недостаточно, нужно несколько лет, что отработать технологию. И здесь много зависит от питания растений, подбора сортов. Если мы говорим о промышленном выращивании, то нужно выбирать сорта, которые способны выдерживать различные погодные условия, быть лёжким и с отличными вкусовыми качествами. Но об истинных характеристиках порой узнаёшь благодаря горькому опыту. Однажды мы не смогли приобрести саженцы нужного нам сорта, купили другой. Судя по заявленным дистрибьютором свойствам, он был «пять звёзд из пяти». А в реальности ягода настолько раскисала на пути к прилавку, что пришлось его забраковать.

— Какой объём урожая вы мечтаете собирать?

— Проблема ведь не только вырастить, но и довезти ягоды до торговых точек в целости и сохранности. Я хочу оцифровать процесс продажи клубники так, чтобы покупатель мог онлайн посмотреть наличие ягоды в определенной палатке или сделать заказ с доставкой до дома или офиса. Цифровые технологии, кстати, уже помогают нам отслеживать качество продукции. На коробках с продукцией нанесён штрих-код. Если покупатели пожалуются на плохой товарный вид, то по цифровой метке можно выяснить, кто собирал ягоду и с какого участка.

А вообще, планка в 60 тонн достигнута, планируем выйти на 100 тонн. Вроде бы внушительная цифра, но даже этого количества на регион пока недостаточно. При этом поставками по домашнему региону ограничиваться мы не станем, планируем наладить продажи ягоды на Камчатку, уже отправляли пробную партию на Курилы.

Больше историй о клубничных фермах:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x