История стартапа Spawn началась с идеи основателя компании Дарьи Токаревой: перерабатывать отходы с помощью штаммов грибов. С такой необычной бизнес-концепцией экоактивистка обратилась к учёному-микологу. В результате была разработана необходимая технология переработки грибами чеков, окурков, одноразовой пластиковой посуды и создано производство мебели и предметов интерьера. Причём сам процесс «изготовления» занимает меньше недели.
Сейчас стартап планирует постепенно расширить ассортимент продукции. Растёт и число предпринимателей, готовых сдавать отходы своего производства не на мусорный полигон, а на экологичную переработку.
Дизайнерские стулья в грибном исполнении
— Как вы пришли к идее производства разных изделий с помощью грибов?
— Я промышленный дизайнер. Главная задача специалистов этого профиля — сделать функциональную вещь. Сейчас в мире многие промышленные дизайнеры ориентируются на экологию, экологичные технологии, то есть используют способы производства, которые не загрязняют окружающую среду. Когда я училась в вузе, посещала кружок экоактивистов, год провела на стажировке в голландской компании. Я работала в небольшой экостудии, где из кофейного жмыха и отходов керамики разрабатывали материалы для изготовления новых изделий. В то время у меня родилась идея переработки отходов с помощью штаммов грибов, и я решила её реализовать, найдя единомышленников. Мне посчастливилось познакомиться с научным сотрудником-микологом, который собирал коллекцию штаммов грибов.
— Почему не пойти более простым путем? Есть более доступные технологии — вермиводство, компостирование…
— Мы сфокусировали внимание на отходах, которые не подвергаются либо плохо подвергаются компостированию, например, посуда из смеси бумаги и пластика. И потом, мне хотелось не просто утилизировать мусор, но ещё и производить из него что-то полезное.
Технология, которую разработали специалисты Spawn, можно разделить на несколько этапов. Собранный мусор измельчается, далее в них добавляются штаммы грибов. Полученную массу мы выкладываем в специальную форму, например, стула или вазы. Это похоже на процесс приготовления выпечки, когда тесто выкладывают в форму. Переработка отходов длится пять дней. Далее полученное изделие шлифуется, дорабатывается и отдаётся заказчику.
— Вы знаете компании, которые используют подобный подход к переработке отходов?
— Можно сказать, что мы первые в мире. Однако грибы активно используют для производства мебели, экокожи, а одна из американских компаний даже изготавливает теплоизоляционный материал. Но во всех перечисленных случаях материалы получают не в результате переработки.
— Что делать можно с помощью грибов?
— Начинали мы с небольших предметов декора, а сейчас уже изготавливаем мебель и находимся в активном поиске подрядчиков фурнитуры. Разрабатываем процесс производства тепло- и звукоизоляции — но для этого требуется доработка технологии и длительная процедура прохождения сертификации, поэтому нужно чуть больше времени. Кроме того, появилось новое направление — производство биоразлагаемой упаковки, не так давно мы получили пилотный заказ.
— Предметы грибопереработки — это больше про функциональность или только для красоты?
— Есть, конечно, предметы, которые мы используем в качестве арт-объектов. Например, стул со вставками стабилизированного мха. Но мы себя позиционируем как компанию-производителя функциональной продукции. Столы выдерживают влажную и сухую уборку. Табуретки, барные стойки, если их грамотно спроектировать, могут прослужить годы, как обычная мебель. В этом году мы хотим создать каталог всех наших изделий для того, чтобы их покупали не только юридические лица, но и обычные люди для своих домов.
В чем профит бизнеса на отходах
— Насколько рентабельна переработка мусора с помощью штаммов грибов?
— С одной стороны, это требовало определенных вложений в разработку технологии, оснащение лаборатории. С другой стороны, если рассматривать себестоимость производственного процесса, то при масштабировании производства мебели и предметов интерьера бизнес на отходах будет даже выгоднее, чем выпуск изделий из древесины и пластика.
— Какие материалы способны перерабатывать грибы? Как подбираете штаммы?
— У моего партнера, учёного-миколога, есть коллекция штаммов грибов. Когда возникла идея утилизации отходов с их помощью, то он начал тестировать мицелий разных видов. Мы вывели штаммы, которым под силу переработка не только органических отходов, но даже пластика. На совершенствование технологии ушло много времени. После того, как завершилось выведение нужных штаммов, была подана заявка на патентное депонирование. Кроме одноразовой посуды есть направление по переработке отходов от производства сидра, пива, деревоперерабатывающей промышленности. Этот вид отходов может быть компостирован, но используя их по нашей технологии, мы получаем не компост, а рентабельное изделие, пригодное к использованию.
— Насколько большой спрос на изделия, которые сделаны с помощью грибов?
— Мы позиционируем готовые изделия не как предметы, изготовленные из мусора, а как инновационные технологии, которые позволяют сделать продукцию с помощью штаммов грибов. Это звучит иначе. Людям, конечно, интересно. Когда технологию удастся масштабировать, мы намерены пойти в масс-маркет, то есть кроме эксклюзива предложить, например, экологичные, удобные и недорогие столы.
— Ваша идея по необычной переработке заинтересовала кого-то из дизайнеров?
— Да, есть интерес. Год назад мы работали с командой дизайнеров из художественно-промышленного университета имени Строганова, которые проходили у нас стажировку. В команде SPAWN тоже есть дизайнер, который проектирует изделия из материалов, полученных в результате переработки отходов. У нас есть примеры коллабораций с образовательными учреждениями. Мы проводим лекции и мастер-классы среди школьников, студентов.
Грибозаводы заменят мусоросжигающие заводы нескоро
— Можно ли масштабировать технологию Spawn? Может ли когда-нибудь в России появиться грибозавод для переработки мусора?
— Безусловно, это затратно с финансовой точки зрения, как открытие любого производства. Но мы идём по пути расширения опытного производства, то есть становимся больше, чем просто стартап. И мы понимаем, что с экономической точки зрения это также или даже лучше, чем завод по производству, к примеру, мебели из древесины. В этом году мы планируем окончательно доработать технологию, чтобы перейти от выпуска на заказ индивидуальных партий по 5‑10 изделий к конвейерному производству. В следующем году намерены привлечь второй раунд инвестиций для выполнения этой задачи. Затем будет разработана дорожная карта по производству и тепло- и звукоизоляционного материалов, запуск этого проекта намечен на 2025‑2026 годы — сейчас мы дорабатываем и сертифицируем материалы.
— Вы опираетесь на господдержку, полученную за счёт грантов, или собственные заработанные средства?
— Общая сумма грантов, полученных за историю существования Spawn, составила всего 100‑120 тысяч рублей. Мы изначально всё делали на собственные средства. Их хватило на запуск небольшой лаборатории. За счёт полученных заказов на изготовление мебели и предметов декора удалось заработать небольшую сумму на опытное производство. Президентский грант в 5 млн рублей, который нам выделили в конце 2023 года, позволил его расширить. Недавно удалось привлечь первый раунд инвестиций, чтобы вырасти из инновационного стартапа до пусть даже мелкосерийного и опытного, но более крупного производства.
— Насколько интересны российскому бизнесу экологичные способы утилизации отходов?
— Бизнес, в первую очередь, — это про деньги. Ему нужно заработать на новых или старых клиентах и не увеличивать свои издержки. Поэтому мы предлагаем утилизировать мусор не дороже той цены, что компании и так платят за его вывоз. Однако наш проект, наши технологии превращают мусор в готовую продукцию без ущерба для окружающей среды. Это помогает предпринимателям стать действительно социально ответственным бизнесом. Привлечь новые компании к сбору отходов нам помогает «сарафанное радио». Как ни странно, наши постоянные клиенты находили нас через отраслевые форумы, соцсети, СМИ.
— Поменялось ли в России отношение людей и представителей бизнеса к переработке отходов?
— Это комплексный вопрос. На мой взгляд, выросло число людей, вовлеченных в экологическую проблематику. Тема экологии звучит буквально из всех утюгов. С другой стороны, жителям России не хватает комплексного понимания проблемы, так как у нас не учат в школе, что такое экологическая ответственность. Многие узнают об экологии, когда берут в руки упаковку, на которой написано: «Из переработанного пластика». Однако не может не радовать рост числа экоактивистов, НКО, которые занимаются экопросвещением. К сожалению, одного желания мало, нужно ещё и создавать инфраструктуру для новых способов утилизации мусора. Но мы видим в этом не проблему, а задачу, которую активно решаем.