дети на экскурсии на сити-ферме
Фото из архива «Зелёнки»

Как в Когалыме выращивают будущих сити-фермеров

Слушать статью

Два года назад мы рассказали о сити-ферме «Зелёнка» из Когалыма. Её основатели, Данил Кильдияров и Евгений Фрунза, открыли бизнес в 2021 году. До этого свежую зелень в городе с населением 80 тыс. человек можно было купить только в одном магазине. Ферма в течение нескольких лет стала не только основным поставщиком свежей продукции, но и агротехстартапом, и в какой-то мере научно-образовательным центром.

В этом году проект сити-фермеров Green Quantum Labs занял третье место в стартап-туре в Ханты-Мансийске в категории «Биотехнологии в медицине и сельском хозяйстве». О том, как молодые предприниматели получили губернаторский грант на образовательный проект и о многом другом, рассказал нам Евгений Фрунза.

Сити-фермеры Евгений Фрунза и Данил Кильдияров. Фото из архива «Зелёнки»

Обучение в интерактивном формате

— Как получилось вырасти за два года из сити-фермы в агротехстартап?

— Два года назад мы подписали соглашение с одной из средних школ, где когда-то учились сами. Во внеурочное время мы преподавали школьникам основы прогрессивного растениеводства. Это дало нам большой опыт в плане того, как работать с детьми, что им интересно, что у них лучше всего получается. Обучать азам сити-фермерства стали на сделанной своими руками установке с гроубоксами. Кстати, в дальнейшем это помогло продумать инновационную модель «Светофора» — оборудования для обучения прогрессивному растениеводству. Мы поняли, как улучшить эргономику и функциональность оборудования.

Данил Кильдияров проводит мастер-класс. Фото из архива «Зелёнки»

— Чем принципиально отличается установка «Светофор» от оборудования, которое уже представлено на рынке?

— Мы пробовали работать на отечественных установках, но, к сожалению, у них один общий недостаток — низкая интенсивность света, что не позволяет получить хороший урожай. Поэтому при разработке «Светофора» мы увеличили мощность освещения, улучшили эргономику и добавили такую опцию как автоматическое поддержание необходимого микроклимата. Мы поработали не только над функционалом установки, но и её дизайном. Он получился футуристичным. Управлять установкой можно будет с помощью Android-приложения. Надеемся, что наша разработка станет востребованной в детских технопарках, Кванториумах. Мы хотим сделать процесс выращивания растений для детей ещё и увлекательным. Поэтому использовали в приложении анимацию, разные весёлые картинки, чтобы юным растениеводам было проще понимать, нужно увеличить или уменьшить температуру, сделать более интенсивным полив или наоборот реже поливать растения. Через приложение будут приходить подсказки, какие действия нужно предпринять. Первоначально планируем добавить в приложение около 10 программ по различным видам культур. Мы пытаемся общаться с детьми на их языке. Для дошкольников, например, «питательные вещества» — непонятный термин. Поэтому мы заменили его на «витамины».

Школьники на экскурсии. Фото из архива «Зелёнки»

— Оборудование уже готово к серийному выпуску?

— Мы получили грант губернатора Югры. На эти средства закупили многофункциональный 3D-станок, лампы для освещения российского производителя. Мы живем на Крайнем Севере, где беда с логистикой. Поэтому сначала наладим производство комплектующих прямо на месте, чтобы не зависеть от поставщиков, да и себестоимость конечного изделия будет меньше. К сентябрю планируем подготовить девять макетных установок, которые поставим в несколько школ Когалыма. За полгода оборудование пройдет опытно-промышленные испытания. В январе следующего года организуем городской конкурс между несколькими школами. Дети представят результаты своего труда: выращенные томаты, перцы, зелень. Юные сити-фермеры презентуют научные работы на тему прогрессивного растениеводства.

На базе полученных откликов от ребят мы внесем определенные коррективы в модель, и только потом она отправится в серийное производство. Мы планируем подать заявку на участие ещё в нескольких госпрограммах. Сейчас намерены заключить соглашение о резидентстве с технопарком Югры. Далее сможем получить инновационный сертификат. Этот документ даст право на получение до 4 млн рублей господдержки на полноценное производство учебной установки.

Прибыль уходит на развитие бизнеса

— Разработка проекта проводилась за счёт дохода, который приносила «Зелёнка»?

— Да. Создание нового оборудования в течение двух лет требует только затрат, не принося никакого дохода. Новый проект мог родиться только благодаря производству микрозелени. Мы с момента основания сити-фермы придерживаемся концепции, что полученную прибыль будем пускать на развитие своего бизнеса. Когалым — город с населением в 80 тысяч, рынок сбыта небольшой. Поэтому в разы увеличить мощность производства не получится. Поэтому задумываемся о расширении и открытии филиала в Тюмени, городе-миллионнике.

Сейчас площадь «Зелёнки» всего 30 кв. метров, сюда входит зона выращивания и офис. Летом переедем в новое помещение, 60 кв. метров. К нам стали приезжать дети на экскурсии даже из других городов — Салехарда, Ноябрьска, Нефтеюганска. Мы не можем принимать большие группы, максимум это 8–10 человек. Проводим экскурсии, мастер-классы, пытаемся приобщить школьников к культуре растениеводства. Кроме того, мы стали научной лабораторией для юных учёных. Несколько детей реализовали свои научные проекты.

Мастер-класс на сити-ферме. Фото из архива «Зелёнки»

— Расширение производства означит, что будете жить на два города?

— Скорее всего, Данил будет руководить филиалом в Когалыме, а я попробую запустить ферму в Тюмени, мы уже подыскали подходящее помещение.

Дети на сити-ферме — это не страшно

— Как в «Зелёнке» появились юные сити-фермеры?

— Мы стали местной достопримечательностью. Потом заметили, что продвигать микрозелень как товар через ВК неэффективно. Зато если публиковать посты в нашем сообществе ВКонтакте про популяризацию науки, растениеводства — они набирают большие охваты, их охотно комментируют. И нам стали писать родители с просьбой помочь их детям в выполнении научных проектов. Мы никогда не отказываем, бесплатно материалы предоставляем, приглашаем юных растениеводов на ферму, чтобы они собственными глазами увидели, как мы получаем урожай.

Хочу подчеркнуть, что дети на ферме — это не страшно. Случается, иногда они вырывают растения с корнем из гроубоксов. Если уж ребенку хочется что-то попробовать, то отдаём растения домой. Кстати, когда дети надевают одноразовые халаты и шапочки, обрабатывают руки антибактериальным гелем перед входом в зону выращивания, то понимают, что растениеводство — серьёзное дело. Знаете, фраза «социальный бизнес» превратилась в клише. Для нас это оставить какой-то культурный след в жизни города. Дети должны изменить мир к лучшему, а взрослые должны в этом помочь.

Исследования на сити-ферме. Фото из архива «Зелёнки»

— Как удается найти общий язык с детской аудиторией?

— Мне бы хотелось ответить фразой педагога Януша Корчака «Дети — это те же взрослые, только чуть меньше ростом и возрастом». Вообще идея проведения экскурсий и создания образовательного направления нашего бизнеса родились с момента открытия фермы, на которую часто приезжали наши друзья с детьми. Мы увидели, какой интерес у них вызывала наша работа.

Дети непосредственны в своей реакции, и если им что-то не понравится, они это не станут скрывать. Наша задача — организовать процесс выращивания растений так, чтобы он стал интерактивным, вовлекающим. А для этого ребята должны понимать все его детали. Нужно разговаривать с детьми на их уровне, на уровне их ассоциаций. Я вижу иногда, как мои коллеги стараются передать основы агротехники, общаясь с детьми на взрослом, непонятном языке. Нужно быть проще, эмоциональнее и доброжелательнее.

— Многие сити-фермеры воспринимают экскурсии как один из способов продвижения и увеличения объема продаж. Вы согласны с таким подходом?

— Нет. Посетители экскурсий крайне редко приходят что-то купить. Рост числа посещений никак не влияет на оборот фермы. Наша задача не увеличить реализацию продукции, а научить детей выращивать.

Юная натуралистка на сити-ферме. Фото из архива «Зелёнки»

— Что бы вы посоветовали сити-фермерам, которые хотят развивать образовательные проекты?

— Искать человека, которому нравится работать с детьми. Либо самим учится с ними работать, для этого придется стать немножко педагогом. Когда мы общаемся с детьми, мы опираемся на сегодняшние события, а лучше попытаться рассказать о будущем. Например, истории о том, что человечество будет получать урожаи на межпланетных станциях, всегда вызывают восхищение у ребят.

— На ваш взгляд, государство должно как-то поощрять предпринимателей за их вклад в образовательные программы для детей?

— Югра — уникальный с точки зрения поддержки начинающих предпринимателей регион, так как здесь действует очень много подобных проектов. Однако для получения грантов нужно пройти много бюрократических процедур, собрать много документов.

Больше историй о сити-фермерах:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x