Пять лет назад семья Холошенко открыла в пригороде Петрозаводска салатную ферму. Управляет ей глава семьи, Михаил. Ему помогают жена и сыновья.
Предприниматели стали одними из первых участников программы «Агростартап» в Карелии. Господдержка помогла построить и оборудовать теплицу. В этом году фермеры получили ещё один грант. Никита Холошенко, младший сын Михаила, рассказал нам, что деньги пойдут на увеличение мощности производства и переработку листьев салата для получения сока, который можно использовать для напитков, заправок и соусов.
Особенности выращивания салата на Крайнем Севере
— Почему вы сделали ставку на салаты?
— На мой взгляд, это самая неприхотливая культура, которую можно выращивать в теплицах. Нам удалось организовать круглогодичное производство, у нас нет перерывов, как у клубничников, мы работаем постоянно, 365 дней в году. Обогревать и освещать помидоры и огурцы слишком дорого для наших погодных условий. Климат в Карелии приравнен к регионам Крайнего Севера, зимы здесь холодные, с очень небольшим количеством солнечных дней. Приходится постоянно пользоваться досветкой. Если заниматься производством светолюбивых культур, получается очень затратно. Ещё на стадии проектирования теплицы мы приняли решение, что все работы в ней будут максимально автоматизированы. Например, подключена система дистанционного контроля микроклимата с оповещением об отклонении от нормативов. Ручной труд нам нужен только при посадке и сборе салата и для мытья поддонов, где выращивается рассада. Для четырёх человек это несложно.
— Какие сорта салата вы выращиваете?
— Перепробовали практически все. Остановились на сорте Старфайтер, который пользуется спросом в общепите для сэндвичей и гамбургеров. Сейчас с поставками семян возникли проблемы. Из-за санкций их перестали завозить из Голландии полгода назад. Поэтому ищем альтернативу, тестируем другие сорта под запросы заказчика.
— Есть ли другие трудности, кроме поставки семян?
— Во-первых, семена ещё и подорожали. Во-вторых, резко выросли тарифы на газ и электроэнергию, не менее чем на треть. К сожалению, на региональном уровне компенсаций затрат на теплоэнергоресурсы не предусмотрено. Мы платим по такому же тарифу, как и любое промышленное предприятие.
Доставка салата занимает не больше получаса
— Вы пять лет поставляете на местный рынок зелень. Появились ли за это время новые производители?
— Нет. В наших климатических условиях не так-то просто организовать круглогодичное производство зеленных культур. Успех кроется в подборе правильного спектра света для растений. Чтобы получать качественную зелень, применяем не только фито- или натриевые лампы. Мы вынуждены использовать всё в комплексе. Долго подбирали порядок, продолжительность и интенсивность досветки. Чтобы выстроить технологию, нужно время. Так что конкурентов из местных производителей пока не прибавилось.
Безусловно, есть поставки салатов в карельские розничные сети из других регионов — Ленинградской, Московской областей. Но такой хрупкий продукт, как салат, плохо переносит транспортировку за несколько сот километров. Как правило, к нам везут Афицион. Сразу скажу, что для общепита он не годится. Часто вижу, что производители привозной зелени не соблюдают технологию производства. В один горшочек высаживают сразу по три-пять растений, хотя нужно три, а затем удалять лишние всходы, оставляя только одно растение. Но в крупных российских тепличных комплексах этого правила придерживаются редко. Комбинатам выгодно, чтобы посевы быстрее набирали зелёную массу, вытягивались. А в результате посевам не хватает света из-за густой посадки, лист получается не насыщенного оттенка и не хрустящий. Зато растения занимают много места в упаковке и имеют неплохой товарный вид. Но для общепита такая зелень не подходит. Такой салатный лист не положишь на булку, чтобы он красиво смотрелся и был вкусным. Поэтому мы изначально предложили подходящий сорт, выращенный строго по технологической карте. Наш салат насыщенного зелёного цвета, плотный по текстуре, сочный. Заказчикам привозим продукцию не в горшочках, срезаем только отборный лист, а не всё подряд. Доставляем в пластиковых контейнерах, которые нам затем возвращают. В итоге у наших покупателей нет больших отходов, что тоже немаловажно.
— Как организовать доставку так, чтобы продукт был свежим, словно с грядки?
— Мы привозим салат каждый день. Утром срезаем, упаковываем и тут же доставляем по адресам. Мы даже не храним его у себя на производстве, хотя холодильное оборудование на всякий случай купили. Петрозаводск — город небольшой, теплица находится в пригороде, поэтому доставка занимает не больше получаса.
Салатный сок отправят на экспертизу
— Сколько салата вы производите сейчас, и как увеличится объём производства после появления ещё одной теплицы?
— Сейчас площадь нашей теплицы 450 кв. метров. В среднем в неделю отгружаем 200 кг салатного листа. В этом году мы получили грант на расширение посевных площадей до 1000 кв. метров. Выращивать новые культуры мы не планируем. Мы набили шишки и досконально изучили технологию выращивания салата, теперь задумались о собственной переработке. Попробовали отжимать сок из салатных листьев, сейчас тестируем продукт. В чистом виде пить его вряд ли кто-то станет, потому что он имеет ярко выраженный травяной привкус. Может быть, получится добавлять его к овощным сокам, например, томатному. А возможно, начнём сами производить соусы и заправки. Пока рассчитываем затраты и думаем, кому этот продукт будет интересен.
Я считаю, что сок салата по своей питательной ценности превосходит даже витграсс. При отжиме получается продукт с мякотью, он содержит не только витамины и микроэлементы, но и хлорофилл. Позднее мы отправим сок на экспертизу, чтобы документально подтвердить его питательные свойства.
— Есть ли запрос на такой продукт?
— Мы поставляем салат в карельскую сеть пекарен. Они выпускают собственную линейку соков и морсов, кроме выпечки. Поэтому наши заказчики готовы запустить совместный продукт. Есть ещё местные розничные сети, которые готовы взять на реализацию продукцию местных производителей.