клубничная сити-ферма
Фото из архива Александра Клементьева

Ягода вне конкуренции: фермер из Самары выращивает клубнику по экостандартам

Слушать статью

Проект Ferma Redberry появился в Самаре четыре года назад. До сих пор это единственная клубничная ферма в городе-миллионнике. Её основатель, Александр Клементьев, планирует расширить производство, чтобы увеличить продажу ягод в рестораны и кафе.

сити-фермер Александр Клементьев
Александр Клементьев. Фото из личного архива

На отработку технологии ушло несколько лет

— Как появился ваш проект?

— Идея заниматься сити-фермерством появилась во время локдауна в пандемию ковида. Случайно наткнулся на ролик в Youtube. У меня был обыкновенный гараж, который я переоборудовал под теплицу. Сначала пробовал гидропонную технологию выращивания так называемым методом подтопления без использования субстрата. Быстро понял, что у меня такая технология не работает. Начал глубже изучать вопрос выращивания клубники и понял, что на субстрате её выращивать проще и эффективнее. Пришлось перестраивать производство, закупить новое оборудование. Я начал использовать торф и получил полноценный урожай.

клубника цветет на сити-ферме
Фото из архива Александра Клементьева

— Как подобрали сорта?

— Методом проб и ошибок. С освещением вообще никаких вопросов не возникало. Я пришел к тому, что начал самостоятельно изготавливать светильники, когда переехал в более просторное помещение. В подборе сортов помог опыт других сити-фермеров. Мне удалось проконсультироваться с Ильёй Патиевым. Он порекомендовал использовать только ремонтантные сорта. Сначала тестировал сорт Кабрилла, но результат не впечатлил. Сорт Фавори понравился больше, решил на нём остановиться.

— Почему вы стали работать с такой капризной культурой, как клубника? Не проще ли выращивать микрозелень?

— Технология производства микрогрина, конечно, не так сложна. Но у нас на рынке нет большого спроса на него. После открытия сити-фермы я пытался заниматься и микрозеленью тоже, но спрос оказался низким. Многие рестораны стали выращивать её самостоятельно.

— На ваш взгляд, размножение посадочного материала клубники в России будет более эффективным, чем закупки через дистрибьюторов импортной рассады?

— В Тюмени есть компания, которая предпринимает попытки развить производство рассады. На следующий год обещают поставки рассады минитрей. Но это всё пока на уровне эксперимента, а не в промышленном масштабе. Пока в России в ходу «копанка» сомнительного качества с точки зрения прохождения фитоконтроля. Поэтому приходится приобретать европейские саженцы. Один куст обходится мне в 100 рублей. Ценник на импортную рассаду за последние годы вырос в несколько раз. Бывает, что продукция из европейских питомников оказывается заражённой. В этом сезоне пришлось бороться с вредителем, поскольку растения приехали уже инфицированные. Из-за этого я потерял большое количество ягод и денег.

У ритейлеров есть интерес к органической продукции

— Вы позиционируете себя как производителя экопродукции. Какие вы используете средства защиты растений от вредителей, болезней?

— Контроль влажности и температуры предотвращает развитие грибных инфекций. Для безопасности использую бактерии триходерма. В этом сезоне, чтобы предотвратить распространение клеща, я мог бы воспользоваться агрохимикатами, но для меня качество на первом месте. Своей ягодой кормлю своих детей, и хочу быть уверен, что она чистая. Борьба с вредителем привела к потере большей части прибыли, но зато я как производитель сохранил лицо. Я сам отвозил ягоду в лабораторию на исследование. Хотя был уверен, что претензий по безопасности и качеству нашей продукции возникнуть не может, поскольку не применяю жёсткой «химии», использую качественные минеральные удобрения, нормирую их в точных пропорциях, за счёт этого нитраты не превышают допустимую норму. Но документальное подтверждение — для покупателя достовернее любых слов производителя.

клубника на стеллажах на сити-ферме
Фото из архива Александра Клементьева

— В прошлом году был принят федеральный закон об органической продукции. Это как-то будет способствовать её продвижению в сетях?

— Есть покупатели, которые берут клубнику только у нас на ферме, поскольку знают, что я не использую химикаты. «Магнит» предлагал нам сотрудничество, но мы пока не можем давать на реализацию нужный сети объём. В целом у ритейлеров есть интерес к органической продукции. Но как в будущем станет формироваться спрос на органик-продукты — непонятно. Мы можем заключить договор на поставку «сигнальных» партий, но насколько это будет интересно потребителям, готовы ли люди будут платить дороже в два раза по сравнению с импортной ягодой — неясно. В зимний период наша продукция дороже импортной, которая продаётся в сетевых магазинах, всего на 200 рублей. В апреле на городских рынках появилась очень дешёвая клубника, всего 300 рублей за килограмм. Продавцы говорят, что это крымская ягода. Мне кажется, такая низкая цена не гарантирует качества. Неизвестно, как ягода выращивалась, какие использовались удобрения и агрохимикаты.

Главные конкуренты — импортные поставщики

— Какой стратегии вы придерживаетесь при сбыте продукции?

— Она совпадает, наверное, со стратегией многих производителей клубники. Обращение к сетевикам — это последняя мера. С ними тяжело работать, договор на поставку заключаются на кабальных условиях. В Самаре много объектов HoReCa, которые хотят получать качественный продукт. В ресторанах готовы платить за него. Поэтому я нацелен сотрудничать с предприятиями общественного питания, мы больше на них ориентируемся. У нас большое количество частных кондитеров, которые буквально расхватывают свежую клубнику. Так что нам есть, куда расти, тем более что спрос большой, а конкуренции пока нет. В городе — я единственный производитель клубники. Мои главные конкуренты — импортные поставщики.

спелая клубника в контейнере
Фото из архива Александра Клементьева

— Какие видите способы по снижению издержек?

— Для меня самая большая статья расходов — электроэнергия. Освещение и система кондиционирования расходует много электричества. Чтобы снизить расходы на коммунальные платежи, нужно, чтобы государство снизило тарифы для определённой категории предпринимателей либо предоставляло субсидии.

— Планируете ли вы расширить производство?

— Пока посадочная площадь фермы — 40 кв. метров, на которых размещено более 500 растений. В этом году я планировал арендовать помещение в 200 кв. метров и высадить 3 тыс. саженцев. Но для расширения производства нужны значительные средства. Пытался в этом году подать заявку на участие в программе «Агростартап», но в нашем регионе в приоритете животноводство. Планирую попасть на приём к министру сельского хозяйства, чтобы найти выход из создавшейся ситуации. Также рассматриваю вариант привлечения частных инвестиций.

Больше историй о сити-фермерах:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x