Фото: pxhere.com

Бороться с колорадским жуком поможет укроп

Ежегодно колорадский жук лишает урожая тысячи фермерских хозяйств по всему миру. Средства защиты растений от опасного вредителя постоянно совершенствуются, однако они дают краткосрочный эффект.

Дело в том, что колорадские жуки быстро вырабатывают устойчивость к инсектицидам, причём она возрастает в геометрической прогрессии всего лишь через несколько поколений. Например, насекомые приобрели устойчивость к неоникотиноидам в течение всего двух лет после появления этих препаратов. Устойчивость к хлорорганическим соединениям при чрезмерном их применении у колорадского жука возрастает до 220 раз, к фосфорорганическим — свыше 250 раз.

Исследователи пытаются взять под контроль резистентность, то есть восприимчивость колорадских жуков к агрохимикатам. На помощь могли бы прийти экологически безопасные соединения — синергисты, которые блокировали бы ферменты детоксикации у насекомых и таким образом усиливали действие инсектицидов. В этом случае можно было бы снизить дозировку препаратов без потери их эффективности.

Экологически чистые синергисты подразделяются на два типа: на основе растений и на основе РНК-интерференции. Большинство синергистов, схожих по составу с агрохимикатами, нейтрализуют метаболические системы насекомых, поэтому молекулы инсектицидных препаратов не могут выводиться дезинтоксикацией.

Группа учёных из Китая, Пакистана и Турции пытается найти такие соединения в растениях. О предварительных результатах своих исследований они сообщили в статье, опубликованной в журнале Insects 2022.

Выяснилось, что экстракты многих растений активно взаимодействуют с химическими препаратами. Они производят эфирные масла, алкалоиды, фенолы, терпены и многие другие вторичные метаболиты. В числе таких растений оказался обычный укроп. Экстракт его семян имеет ярко выраженный синергетический эффект с органофосфатами и карбаматами. Побеги и корни укропа содержат миристин, апиол и диллапиол. Именно эти соединения могут кратно усилить токсичность карбаматов, при этом дозу агрохимикатов можно снизить в несколько раз.