30 лет назад Пол Талалай, учёный-фармаколог из университета Джона Хопкинса в США, обнаружил в брокколи вещество, которому дал название сульфорафан. Именно это химическое соединение превратило овощ в суперфуд. Сульфорафан значительно повышает способность организма бороться с раком. Это открытие журнала Popular Mechanics включил в свой список величайших научных открытий XX века.
Открытие Талалая вызвало лавину научных исследований потенциала продуктов питания в целом и сульфорафана в частности для профилактики заболеваний. В последующие десятилетия коллеги Талалая продолжали его дело, изучая свойства проростков различных культур в поисках соединений, которые бы были эффективны против аутизма, сердечно-сосудистых заболеваний, COVID, простуды, рака и других заболеваний.
Невкусный гарнир стал лекарством
В 1980-х годах Пол Талалай начал исследовать химические свойства фруктов и овощей, поскольку считал, что растения за тысячелетия эволюции выработали тысячи химических соединений для защиты от окисления, воспаления и повреждающих ДНК агентов, которые вызывают такие заболевания, как рак. В его лаборатории проводили эксперименты по выделению этих веществ, чтобы выяснить, какие из них могут выполнять те же функции по профилактике заболеваний у людей. Учёный искал химическое соединение, которое блокировало бы процесс развития раковых клеток у людей.
В 1991 году Пол Талалай и его помощник Юэшенг Чжан открыли сульфорафан, содержащийся в больших количествах в брокколи. Это вещество, как оказалось, запускает повышенную выработку ферментов, помогающих клеткам противостоять токсичным веществам, включая канцерогены. Открытие привлекло к Талалаю большое внимание средств массовой информации. Исследователи получили финансирование на создание новой лаборатории для дальнейшего изучения растений в поисках средства для профилактики онкозаболеваний.
Но была проблема. Существуют десятки разновидностей брокколи. Определение того, какой сорт брокколи содержит наибольшую концентрацию сульфорафана, стало следующей задачей. Однако сульфорафан обнаружили в неодинаковых концентрациях в образцах одного и того же сорта крестоцветных овощей. Решением этого вопроса занимался Джед Фейхи, ученик Пола Талалая. Он начал анализировать различные сорта растения брокколи. Новое научное открытие произошло случайно. Зимой 1994 года Фейхи решил вырастить брокколи из семян прямо в лаборатории. А ради экономии места он обрезал ростки уже проросших растений. Исследовав ростки, Фейхи обнаружил, что они содержат гораздо больше сульфорафана, чем взрослые растения брокколи. Концентрация уменьшалась пропорционально росту овоща.
В 1997 году Талалай и Фейхи выпустили на прилавки новый суперфуд — ростки брокколи под маркой Brassica. Тони Талалай, сын Пола Талалая, разработал план развития бизнеса. Это был первый случай, когда овощ выращивался в коммерческих целях исключительно для того, чтобы принести пользу здоровью. Однако ростки брокколи быстро портятся и имеют неприятный сернистый привкус, поэтому не считались привлекательным для потребителей продуктом.
Несмотря на то что команда работала с общенациональной сетью местных производителей и упаковщиков, проблемы, связанные с ростками брокколи, особенно с их исключительно коротким сроком хранения, оказались непосильными, и к началу 2000-х компания переключилась на продажу экстракта. К тому времени Талалай-старший и Фейхи отказались от своей доли в бизнесе и передали бразды правления Тони Талалаю. Учёные хотели вернуться в лабораторию, чтобы посмотреть, на что способен этот маленький росток.
Проростки доказывают свою эффективность
В начале 1990-х учёный Томас Кенслер из колледжа общественного здравоохранения Блумберга (США) проводил исследования, посвящённые изучению причин слишком высокого уровня заболеваемости раком печени в Цидуне (Китай), где в то время у каждого десятого взрослого человека в сельской местности было диагностировано это заболевание. Местные фермеры выращивали кукурузу, которая из-за жаркого и влажного климата часто заражалась грибком, вырабатывающим канцероген афлатоксин.
Кенслер и его коллеги добились некоторого успеха в 1990-х годах с препаратом под названием олтипраз. Но Кенслер следил за исследованиями Талалая и в 2002 году решил использовать брокколи. Фермерам был предложен чай из ростков брокколи. Сто человек пили напиток в течение 14 дней (ещё 100 человек пили чай с плацебо). Изучив анализы мочи участников, Кенслер пришёл к выводу, что сульфорафан оказывает значительное влияние на выведение вредного афлатоксина, ускоряя процессы детоксикации в организме человека.
Тогда учёные стали изучать, какие ещё токсины способен нейтрализовать сульфорафан. В 2014 году Кенслер и группа исследователей установили, что сульфорафан помогает организму выделять на 61% больше канцерогена бензола и на 23% больше раздражающего лёгкие акролеина — двух токсинов, распространённых в загрязнённом воздухе.
Тем временем лаборатория Talalay изучала воздействие брокколи на бактерии Helicobacter pylori, которые вызывают гастрит, язву и рак желудка. В 2009 году команда опубликовала результаты клинических исследований, в которых участвовало 50 жителей Японии (где устойчивые к лечению инфекции распространены чаще, чем в США). Было доказано, что употребление около 60 г ростков брокколи в день в течение двух месяцев уменьшает рост популяции патогена H. Pylori на 40%.
В 2014 году исследователи обратили своё внимание на расстройства, связанные с аутизмом. Пока причина аутизма остаётся загадкой. Тем не менее клетки людей с этим заболеванием часто демонстрируют высокий уровень окислительного стресса, от которого сульфорафан хорошо защищает. Во время небольшого исследования, в котором приняли участие 40 мужчин в возрасте от 13 до 27 лет, химиопротекторное соединение, по-видимому, уменьшило поведенческие симптомы расстройства у 26 участников, существенно улучшив их социальное взаимодействие и вербальную коммуникацию.
Эти результаты заинтриговали Акиру Саву, профессора психиатрии и поведенческих наук и директора Центра шизофрении Джона Хопкинса. Он решил выяснить, сможет ли сульфорафан устранить химический дисбаланс, который приводит к резистентности в лечении шизофрении, и провёл серию исследований, чтобы выяснить это.
Сначала Сава и его коллеги сравнили мозг 81 пациента с шизофренией, перенесших психоз, с мозгом 90 здоровых пациентов. Они обнаружили, что у пациентов с психозом в мозге содержится меньше антиоксиданта глутатиона. В последующих исследованиях Сава и его коллеги доказали, что сульфорафан можно использовать для регулирования уровня глутатиона у здоровых людей. То есть ростки брокколи смогли уменьшить симптомы у людей, страдающих шизофренией. Однако необходимо провести дополнительные исследования, чтобы доказать, что сульфорафан действительно может стать средством для лечения шизофрении.
Лори Джонс-Брандо, микробиолог, искала эффективный способ лечения токсоплазмоза с помощью растительных соединений и решила использовать сульфорафан. Происходило это в 2020 году, когда из-за пандемии все исследования были приостановлены, за исключением тех, которые были связаны с COVID-19. Поэтому микробиолог решила посмотреть, как сульфорафан будет взаимодействовать с коронавирусом. Химическое соединение оказалось активным против опасного заболевания.
Позже исследователи провели несколько опытов. Сначала они подвергали клетки воздействию сульфорафана в течение одного-двух часов, прежде чем добавлять коронавирус в культуру, где росли клетки. Выяснилось, что низкие концентрации сульфорафана снижают репликацию вируса примерно наполовину. Джонс-Брандо и её коллеги также продемонстрировали, что сульфорафан и противовирусные препараты, которые обычно назначают взрослым при COVID-19, более эффективны при совместном применении, чем по отдельности.
Учёные продолжают изучать полезные свойства проростков брокколи. Лори Джонс-Брандо ведёт исследования совместно с Джедом Фейхи и Тони Талалаем. Пол Талалай скончался в 2019 году в возрасте 95 лет. Его наследие продолжает жить и развиваться в научных лабораториях по всей Америке. Для Джеда Фейхи ростки брокколи остаются объектом научных исследований и продуктом, который он постоянно включает в свой рацион.