томат
Фото: pxhere.com

Ксантомат поможет избежать слепоты

Ученые из Еврейского университета в Иерусалиме создали «улучшенный» томат для предотвращения развития слепоты у пожилых людей. Но это не новый сорт и не генетически модифицированный овощ. Такого результата удалось добиться с помощью методов трансгенной метаболической инженерии.

Исследователи обогатили овощ зеаксантином. Это пигмент, который придает кукурузе, шафрану, многим другим фруктам и ягодам характерную желтую окраску. Каротиноиды зеаксантин и лютеин содержатся в сетчатке глаза человека и играют важную роль в защите сетчатки от ультрафиолетовых и синих лучей, которые губительно воздействуют на зрение.

Обогащенный полезным пигментом томат ученые назвали ксантомат. Он способен предотвратить либо стать профилактическим средством при возрастной дегенерации желтого пятна в сетчатке глаза, которая часто становится причиной слепоты.

Зеаксантин не так широко представлен в рационе человека, как остальные каратиноиды. Поэтому ученые искали метод, как обогатить им фрукты или овощи. Выбор был сделан в пользу томатов, поскольку эта овощная культура занимает второе место по объемам выращивания в мире и содержит большое количество каротиноидов.

Исследователям удалось увеличить концентрацию зеаксантина на 50%. Пока это не удавалось сделать никому в мире. По мнению ученых, работавших под руководством профессора Джозефа Хиршберга, добавление зеаксантина в ежедневный рацион помогает уменьшить развитие дегенеративных заболеваний, особенно дегенерацию желтого пятна, которая вызывает слепоту у взрослых.

Ксантомат, названный в честь ксантофиллов (группы веществ, к которой принадлежит зеаксантин), был разработан с использованием классического генетического культивирования и гибридизации различных штаммов. Новый вид томатов содержит в семь раз больше зеаксантина, чем кукуруза, которая является основным источником этого вещества в рационе человека.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Биотехнологии растений».