Фото: pixabay.com

Насекомые-опылители увеличивают урожай на городских фермах

Учёные провели исследование, посвященное развитию сити-ферм в Великобритании. Оказывается, поддержание разнообразия насекомых в городах является важной частью этого процесса.

До сих пор нет точной информации, какие насекомые опыляют конкретные культуры в городах, и достаточно ли их количество для развития производства фруктов и овощей. Большинство исследований, связанных с опылением растений, проводились только в сельских районах.

Британские учёные исследовали опыление растений в городе Брайтон-энд-Хоув на юге Англии. Выяснилось, что больше всего насекомых-опылителей привлекают яблони, малина и ежевика. Шмели предпочитают фруктовые деревья, фасоль, тыквы и томаты. Цветы яблони привлекают почти всех опылителей, за исключением ос, а бабочки больше всего интересуются огурцами. Вместе с пчёлами, которых считают основными опылителями фруктовых садов, эту задачу в городе выполняют и мухи-журчалки. Этот вывод согласуется с исследованием 2020 года, в ходе которого было установлено, что журчалки являются вторыми по значимости опылителями сельскохозяйственных культур после пчёл, опыляя 72% культурных растений по всему миру.

Исследователей также интересовало, достаточно ли насекомых на городских приусадебных участках для эффективного опыления клубники. Они провели эксперимент, в ходе которого одни растения опыляли вручную с помощью кисти, а опыление других происходило естественным путём, то есть насекомыми. Опыленные вручную растения дали ягоды более высокого качества. Это открытие говорит о том, что необходимо улучшать качество естественного опыления, в том числе за счёт увеличения мест гнездования насекомых. Например, посадка рядом с сельскохозяйственными культурами огуречника, который производит много пыльцы и нектара, может увеличить урожай. Клубника, растущая рядом с огуречником, давала большее количество ягод, которые были крупнее и слаще, чем те растения, которые росли дальше от растений-медоносов.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что поддержание разнообразия насекомых может иметь ключевое значение для опыления сельскохозяйственных культур в городах.

Кстати, растения способны не только привлекать насекомых-опылителей, но и прогонять их с помощью тычинок. Такой защитный механизм нужен, чтобы повысить эффективность опыления.