пчела над цветком
Фото: pxhere.com

Учёные выяснили, что цветы прогоняют насекомых для эффективного опыления

То, что цветы способны привлекать насекомых-опылителей, — общеизвестный факт. Но оказалось, что растения могут и прогонять их с помощью тычинок. Таким образом цветы повышают эффективность собственного опыления.

К такому выводу пришли китайские биологи после проведения ряда экспериментов. Результаты они изложили в статье, опубликованной в журнале eLife.

Если одно насекомое соберёт нектар полностью, то число опылителей сократится, а это плохо повлияет на эффективность опыления. Поэтому растения стремятся не только привлечь максимальное количество насекомых, но и следят за тем, чтобы они не слишком долго задерживались на цветке. Для этого растения сгоняют опылителей, похлопывая по ним тычинками.

Учёные провели тест с барбарисом и магонией. Сначала в лаборатории, а затем в полевых условиях. На первом этапе опыта тычинки помещали в спирт на полчаса. Это никак не влияло на внешний вид цветка. Саму пыльцу обрабатывали красителем, чтобы проследить эффективность её переноса на другие растения.

Выяснилось, что на цветках с неподвижными тычинками насекомые проводили в 3,6 раза больше времени, чем обычно, и поглощали заметно больше нектара. Но при этом опылители переносили вдвое меньше пыльцы, чем с цветков с подвижными тычинками. Более того, пыльцу с них выявили на втрое меньшем числе других растений, а расстояние до них было меньше, чем у пыльцы с цветков, которые сохраняли возможность прогонять насекомых с помощью подвижных тычинок.