Несколько растений золотарника высокого
Фото: rastenievod.com

Учёные нашли обладающее интеллектом растение

Химик-эколог Андре Кесслер и его аспирант Майкл Мюллер из Корнеллского университета сделали довольно провокационное заявление. Учёные считают, что поведение некоторых растений может соответствовать определению интеллекта. В опубликованном исследовании говорится, что некоторые виды растений, сталкиваясь с проблемами, реагируют на окружающую среду, используя некий аналог памяти и принимая решения.

Исследователи выяснили, что золотарник высокий (Solidago altissima) способен не только «кричать», когда на него нападают травоядные, но и «слышать крики» своих соседей и даже заранее принимать меры, чтобы подготовиться к грозящей опасности.

Например, когда личинки листоеда поедают листья золотарника, растение начинает выделять летучие органические соединения (ЛОС), сигнализируя насекомым, что оно повреждено и не подходит в качестве источника пищи. После этого пораженное растение изменяет отражение красного света от своих листьев. Этот сигнал улавливают растущие рядом сородичи. Получив такое предупреждение, растения укрепляют свои защитные механизмы, вырабатывая специальные соединения против насекомых.

Таким образом, золотарники не просто интегрируют информацию из окружающей среды, но и предвосхищают будущие условия, готовясь к ним на основе полученных данных о текущей обстановке. Кесслер и Мюллер считают, что такое поведение растений вполне подпадает под «концепцию интеллекта», а именно: достижение целей, таких как выживание, в различных условиях.

Учёные подчеркивают, что результаты их исследования не являются основанием считать растения разумными существами. Но они показывают, чего смогли достичь растения, не имеющие нервной системы. Клетки золотарника объединены в системы, действующие через химическую передачу сигналов, что позволяет им реагировать как единое целое. Реакция растения на ЛОС раненого собрата — это больше, чем рефлекс или фиксированный образец действия. Скорее это обдуманное изменение поведения, основанное на издержках, связанных с травоядностью и конкуренцией.

Кстати, такое поведение не является уникальным только для золотарника. Его также можно наблюдать у табачного растения.

Больше удивительного: