Фото: пресс-служба СФУ

Сибирские учёные разработали метод проверки безопасности пестицидов

Сотрудники Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН и Сибирского федерального университета разработали методику определения пригодных для сельского хозяйства пестицидов. Для проведения всестороннего анализа препарата достаточно одной процедуры. Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Уникальность нового метода в том, что он оценивает степень токсичности не только основного действующего вещества пестицида, но и добавок, которые способны резко повышать как биологическую активность пестицида, так и его опасность.

Анализ основан на реакциях ферментов при взаимодействии с пестицидами. Ферменты тонко реагируют на любые изменения в своем окружении, наличие подавляющих факторов сразу нарушает их работу. Большое разнообразие ферментов с различными свойствами и возможность воспроизведения реакций в лаборатории делает их идеальным материалом для разработки тест-систем. Разработчики говорят, что новую систему можно использовать для оценки безопасности любых химических составов, применяемых в быту и промышленности.

Новый способ анализа действия пестицидов будет востребован при разработке новых средств защиты растений, чтобы исключать или сводить к минимуму их побочные эффекты, представляющие опасность для живой природы.

Кстати, защищать растения от вредителей можно не только с помощью агрохимикатов. Оказалось, шмели и пчёлы могут разносить микрочастицы средств защиты растений. Учёные назвали новый способ борьбы с вредителями апивекторингом.